Гергебильский район
Поделиться
20 Окт 2003 г.
Основоположником дагестанской философской школы и арабографической литературы (аджам), по праву считается ученый-просветитель и поэт Мухаммад Кудутлинский (1652-1717 гг.) – автор произведений на арабском и аварском языках. Хаджи Мухаммад, сын Мусы, (Мусалав Кудутлинский) родился в с. Кудутль, где получил своё первоначальное образование в медресе у своего отца, а затем продолжил у других известных дагестанских богословов. Позже, в поисках знаний Мухаммад Кудутлинский побывал во многих странах арабо-мусульманского Востока. Доктор исторических наук, профессор А.Р. Шихсаидов в книге, посвященной арабской рукописной книге в Дагестане рассказывает о нем: «… Учебный курс, который прошел ал-Кудуки, включал Коран, тафсир, хадисы, грамматику арабского языка, мусульманское право, логику. Для совершенствования знаний ал-Кудуки побывал в Египте, Хиджазе, Йемене, а по непроверенным данным посетил «исламские страны» Крым, Казань, Азербайджан, Иран, Хорасан, Среднюю Азию, Турцию. В странах Ближнего Востока ал-Кудуки углубил свои знания по вопросам догматики, права, математики, философии. В Йемене ал-Кудуки познакомился с Салихом ал-Йамани, у которого учился в течении 7 лет. После смерти Салиха ал-Йамани (сентябрь 1697 г.) ученый вернулся в Дагестан… В Дагестане он сначала преподавал в селениях Корода и Кудутль. В последнем ал-Кудуки обосновался окончательно и развернул преподавательскую деятельность и переписку рукописей. Медресе ал-Кудуки пользовалось большой популярностью, среди его мутаалимов были уроженцы Дагестана, Северного Кавказа, Поволжья…».
Сочинения Мухаммада Кудутлинского: «ал-Хашийа 'ала-л-Чапарди», «Таркибми'ат 'амил», «'Исам 'ала-л-Джами» по грамматике и морфологии арабского языка продолжительное время были чрезвычайно популярны и в других дагестанских медресе. Также он автор трактатов по логике, о метафорах, календаря, приспособленного к географическим координатам Дагестана, разъяснений имен Аллаха, стихотворных произведений на арабском и аварском языках. Сохранилось огромное количество высказываний этого ученого, заметок и примечаний по различным вопросам мусульманского права. В конце 1716 или в начале 1717 г. Мухаммад Кудутлинский вместе с сыновьями направился в Сирию. Согласно мнению одних, это был выезд с целью паломничества, другие же считают, что он покинул родину в протест «против культивирования норм обычного права и пренебрежением современниками установками шариата». В Сирии ученый заболел и вскоре скончался в г. Алеппо.
Не случайно, профессор А.Р. Шихсаидов, посвятивший множество своих исследований дагестанским рукописным книжным коллекциям, среди «особенно впечатляющих» называет, сохранившуюся до наших дней библиотеку жителя с. Могох. Совместно с кандидатом исторических наук,уроженцем с. Могох А.М. Магомеддадаевым им было выполнено описание этой уникальной библиотеки. Её масштабность и значимость, как части культурного достояния дагестанских народов охарактеризованы в работах А.Р. Шихсаидова, приведем небольшие отрывки из них: «…В селении было несколько рукописных коллекций, существовавших еще в в., но восходящих к более раннему времени. Наиболее полной и тематически разнообразной является коллекция Чарана Чаранова (род. 1938 г.)… сына Мухаммада и внука Чаранава Могохских, известных здесь основателей и преподавателей медресе, знатоков арабской литературы и собирателей книжной коллекции. Несмотря на «переменчивые условия деятельности арабистов в СССР», коллекция сохранилась благодаря стараниям Магомеда, сына Чаранова (ум. 1964 г.) и его сына Чарана Чаранова… В ней более 200 печатных книг конца XIX – начала ХХ в… Рукописных книг в коллекции 82, но число сочинений значительно больше, около 270 (в коллекции много сборных рукописей, включающих иногда до 20 отдельных сочинений). Хронологически коллекция сформирована неравномерно: имеются старые рукописи (
В начале ХХ в. Дагестане было известно имя Мухаммад-Масуда Могохского (ум. в 1942 г.) – распространителя идей джадидизма (культурно-реформаторского, просветительского и общественно-политического движения мусульман). Вместе со своими единомышленниками он ратовал за введение новых методов обучения и реформирование системы мусульманского образования. На страницах местных арабоязычных газет и журналов Мухаммад-Масуд выражал свое мнение также по некоторым теологическим вопросам. Современные исследователи считают, что идеи джадидистов в настоящее время получили воплощение в работе современных высших исламских образовательных учреждений.
Еще в конце XIX в. уроженец с. Гоцоб Гергебильского района Абдулатип Гоцинский (ум. 1891 г.), побывав в Казани и, встретившись с известным татарским просветителем Шихабуддином Гаруном ал-Марджани, а также с другими крупными учеными-арабистами Татарии, убедился в необходимости изучения новых достижений европейской науки и культуры. Абдулатип Гоцинский родился в семье бывшего наиба имама Шамиля - Доного Мухаммада (1829-1889 гг.). Отец Абдулатипа и Нажмуддина Гоцинских был личностью неоднозначной, можно сказать с «непростой судьбой». В исследовании, посвященном Нажмуддину Гоцинскому (1859-1925 гг.) известного дагестанского историка Хаджи Мурада Доного мы находим ценный фактологический материал об этой знаменитой семье (см. Доного Х.-М. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала, 2011). Доного были представителями одного из знатных родов, имевшие родственные отношения с Аварским ханским двором. Во время Кавказской войны на стороне имама Шамиля сражались братья Доного Мухаммад– Гамзат (начальник сотни) и Карагишил Мухаммад. Сам Доного Мухаммад, будучи мутааллимом в с. Могох, участвовал в набегах наиба Хаджи-Мурада. Во время одного из сражений он был взят в плен и в силу определенных обстоятельств, вступил на царскую службу. Однако по требованию имама Шамиля он вскоре вернулся в ряды горцев. Проработав кадием в с. Буцра, он стал пятисотником в войске имама, а затем был назначен наибом Аракани и Гимры. Разноречивы высказывания о его действиях во время пленения Шамиля в Гунибе, однако, став впоследствии офицером при царской администрации и прослужив 15 лет койсубулинским наибом, он имел большой авторитет среди местного населения.
Имея определенный уровень мусульманского образования, Доного Мухаммад, безусловно, придавал огромное значение воспитанию и образованию своих сыновей. Старший его сын – Абдулатип, как писал ученый-просветитель Гасан Алкадарский, «овладел всеми арабоязычными науками и шариатскими знаниями, которые в то время были доступны в наших краях, обучаясь им у великолепных учителей и алимов…». В дальнейшем, помимо непрерывного совершенствования знаний, он обучал своих мутааллимов по целому ряду дисциплин (арабский язык, риторика, метрика арабского стихосложения, астрономия, мусульманское право, хадисоведение, математика, философия и др.). Основанное Абдулатипом Гоцинским медресе в Нижнем Дженгутае, являлось в то время одним из лучших в Дагестане. Для мутааллимов, прибывших из тюркоязычных районов Южного Дагестана, Азербайджана и Татарии, было организованно обучение на тюркском языке. Многие из учеников Абдулатипа Гоцинского впоследствии стали известными богословами, учеными и поэтами. Абдулатип сочувствовал судьбе участников восстания 1877 г., в подавлении которого принял его отец – Доного Мухаммад. В 1889 г., не получив разрешения царских властей, он нелегально перешел границу для совершения хаджа. После пребывания в Мекке и Медине он посетил Египет, Турцию. Абдулатип Гоцинский встречался с авторитетными мусульманскими богословами, суфийскими шейхами, с султаном Турции Абдул-Хамидом . Его поэтические произведения на арабском языке получили восторженные отзывы от ученых Востока. Несмотря на столь благожелательный прием Абдулатип Гоцинский решил вернуться в родной Дагестан, надеясь продолжить свою преподавательскую деятельность. Но на родине он был сразу арестован. В 1890 г. Абдулатип Гоцинский умер в ссылке в г. Обоян. Доного Мухаммад умер от болезни еще до возвращения сына. Нажмуддин Гоцинский со своими родственниками и друзьями на месте смерти своего брата воздвиг мавзолей.
Мухаммад-Хаджи Кикунинский принял активное участие в восстании 1877 г. в Дагестане, в частности, 29 августа 1877 г. возглавлял нападение отряда гергебильцев, кикунинцев и хвартикунинцев на военный пост у Георгиевского моста. После подавления восстания шейх был отправлен в ссылку, но был помилован по Высочайшему манифесту 15 мая 1883 г. (в честь коронования императора Александра III и императрицы Марии). После возращения из ссылки он некоторое время жил в с. Гергебиль в родительском доме своей жены, однако 29 сентября 1889 г. за распространение идей тариката был вновь арестован и отправлен в пожизненную ссылку в г. Иркутск, затем переведен под надзор полиции в Саратовскую губернию. В 1893 г. с помощью муридов (последователей) Мухаммад-Хаджи скрылся от властей и нелегально эмигрировал в Турцию. Вслед за шейхом Мухаммадом-Хаджи покинули Дагестан множество его родственников и муридов из разных дагестанских сел. Благодаря личному знакомству с турецким султаном Абдул-Хамидом II, шейх Мухаммад-Хаджи получил возможность выбора благоприятного места для поселения дагестанских мухаджиров (переселенцев), на котором было основано с. Алмалы, позже оно называлось Рашадийа, ныне - Гюней-кёй. Со временем Гюней-кёй стал одним из крупнейших поселений выходцев из Северного Кавказа, в основном дагестанцев, известным в настоящее время, как «малый Дагестан». Количество жителей селения увеличивалось за счёт прибываемых переселенцев, эмигрировавших под воздействием писем-воззваний Мухаммада-Хаджи и последовавшего за ним Шарапуддина Кикунинского, ставшего в Турции его зятем.
Возможно, причина поселения шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского в с. Гергебиль заключалась в том, что большинство муридов и доверенных лиц шейха проживало в близлежащих селениях - в самом Гергебиле, Кикуни, Хаджалмахи, Куппа, Аймаки и др. Из Гергебиля было легче поддерживать связь со своими односельчанами и родными. К тому же суфизм на протяжении долгого времени занимал (что продолжается и в настоящее время) прочные позиции среди жителей Гергебиля. Подтверждением этому является творчество поэта-богослова Урдашева Долгата (Долгата Младшего) (1884–1984 гг.). Долгатом Младшим в народе его назвали, в отличие от его тезки, другого гергебильца, которого в свою очередь называли Старшим Долгатом. Оба они были авторами стихотворных богословских произведений на аварском языке. Однако творческое наследие первого получило более широкое распространение. Известный дагестанский ученый-литературовед С. Хайбуллаев считал, что среди дагестанских богословов, ему принадлежит авторство наибольшего числа мавлидов. Большой вклад в изучении творческого наследия Урдашева Долгата принадлежит его земляку Шахбанову М.Т.Первоначальное образование Долгат получил у своего отца, затем в местном медресе. Известно, что его учителем был Саид Кудутлинский (1842-1919 гг.), обладавший разносторонними знаниями в разных отраслях (мусульманского права, грамматики, медицины, истории, логики и др.). В то же время он был поэтом и известным целителем.
Будучи членом ревизионной комиссии Буйнакской городской мечети, всю свою жизнь он посвятил проповедничеству. Большинство из его произведений призывают к нравственному совершенствованию и отказу от преклонения материальным ценностям. Известно, что переписчиком и составителем крупного рукописного сборника произведений этого талантливого поэта, благодаря чему они были собраны воедино, являлся его односельчанин - Магомед Абакаров (1900-1984 гг.). В Гергебиле были очень распространены арабографические (на аджаме) рукописные сборники на аварском языке, переписанные Магомедом Абакаровым. Среди них помимо произведений Долгата Младшего, различные молитвенники, тексты по основам Имана, Ислама и Сунны, рузнама и т.д. Они сохранились до наших дней в семьях жителей с. Гергебиль, которые, несмотря на то, что в тяжелое для верующих время, их стремление к удовлетворению духовых потребностей могло привести к серьезным последствиям. Большинство из них обучались в местном медресе у Салиха Хвартикунинского. Среди них были Магомед Абакаров, Ансар Омаров (1906-1990 гг.), Магомед Омаров(1908-1995 г.), Абдулла Омаров(1917-2010 гг.),Расул Гамзатов (1913-1994 гг.) и др. Доказательством неудержимого стремления их к духовному совершенствованию служат сохранившиеся до наших дней книжные коллекции, собранные в тяжелые годы репрессий и гонений.
Другой ученик Салиха Хвартикунинского – Абдулла Омаров также оставил свой след в памяти своих односельчан. Прожив долгую жизнь, ему довелось увидеть времена, когда не будет никаких преград для распространения идей Ислама. С 1991 по 2005 г. он занимался преподаванием основ мусульманской религии и таджвида (правил чтения Корана). Большое количество детей и взрослых с. Гергебиль получили у него необходимые первоначальные знания о своей религии.
На родине Салиха в с. Хвартикуни большим авторитетом пользовался его односельчанин – Мухаммад сын Исупа-Хаджиява (р. 1917 г.). Родился он в религиозной семье, отец его по праву носил почетное звание «хаджи», совершив пешком паломничество к святыням Мекки и Медины. По тем временам это был нерядовой поступок, говорящий о незаурядной набожности человека. Мухаммад учился в медресе селений Гонода, Кикуни и др. Круг его познаний был очень широк, по свидетельству его родственников, он был знаком с основами 12 отраслей мусульманских наук. Так как Мухаммад жил в сложное время он вынужден был, как и многие его современники заниматься поклонением Всевышнему в основном «за закрытыми дверями». В Хвартикуни жили и другие ученые-арабисты, но к сожалению, мы не располагаем обширными сведениями об их жизни, но будем надеяться, что со временем этот пробел будет восполнен.
Поделиться
20 Окт 2003 г.
Похожие статьи
За последние годы мы наблюдаем всевозрастающий интерес к суфизму, его идейным и организационным истокам, его прошлому и настоящему,...
Окт 2018 г.
Так повелось, что больше всего тянет меня к объектам по-массивнее, люблю передавать масштабы сооружений и их величие, но сегодня я хочу...
Июл 2013 г.
ГIаймаки буго цебе заманалдаса нахъего аскIор ругел росабалъе ине нухги бугеб, тIаде вачIарав чиясе гьумер битIараб жамагIат жаниб гIураб бакI....
Апр 2013 г.
Хаджи Мухаммад бину Муса бину Ахмад аль-Кудутли аль-Аварии аль-Дагистани – вот так написал свое полное имя выдающийся ученый Дагестана,...
Сен 2012 г.
Ученый, получивший самую высокую оценку всех алимов своего времени, поэт, мыслитель и государственный деятель Абубакар родился в 1711 году в...
Мар 2012 г.
Великолепная победа дагестанского бойца Магомеда Маликова из клуба «Горец» над Александром Емельяненко на турнире M-1 Challenge XXVIII в Астрахани...
Ноя 2011 г.
Комментарии к статье