Учёные-богословы — выходцы из джамаатов нынешнего Гергебильского района

85
0

Поделиться

20 Окт 2003 г.

Ислам и арабо-мусульманская культура являются основополагающими компонентами духовной жизни дагестанских народов. На протяжении столетий селения, входящие ныне в состав Гергебильского района являлись одними из центров духовной и общественной жизни народов Дагестана. Представители этих сельских обществ (джамаатов) внесли неоспоримый вклад в становление общедагестанской арабографической литературы и религиозно-философской школы. Знаменитые медресе селений Кудутль, Аймаки, Гоцоб, Могох взрастили множество блистательных представителей плеяды дагестанских ученых-алимов.

Основоположником дагестанской философской школы и арабографической литературы (аджам), по праву считается ученый-просветитель и поэт Мухаммад Кудутлинский (1652-1717 гг.) – автор произведений на арабском и аварском языках. Хаджи Мухаммад, сын Мусы, (Мусалав Кудутлинский) родился в с. Кудутль, где получил своё первоначальное образование в медресе у своего отца, а затем продолжил у других известных дагестанских богословов. Позже, в поисках знаний Мухаммад Кудутлинский побывал во многих странах арабо-мусульманского Востока. Доктор исторических наук, профессор  А.Р. Шихсаидов в книге, посвященной арабской рукописной книге в Дагестане рассказывает о нем: «… Учебный курс, который прошел ал-Кудуки, включал Коран, тафсир, хадисы, грамматику арабского языка, мусульманское право, логику. Для совершенствования знаний ал-Кудуки побывал в Египте, Хиджазе, Йемене, а по непроверенным данным посетил «исламские страны» Крым, Казань, Азербайджан, Иран, Хорасан, Среднюю Азию, Турцию. В странах Ближнего Востока ал-Кудуки углубил свои знания по вопросам догматики, права, математики, философии. В Йемене ал-Кудуки познакомился с Салихом ал-Йамани, у которого учился в течении 7 лет. После смерти Салиха ал-Йамани (сентябрь 1697 г.) ученый вернулся в Дагестан… В Дагестане он сначала преподавал в селениях Корода и Кудутль. В последнем ал-Кудуки обосновался окончательно и развернул преподавательскую деятельность и переписку рукописей. Медресе ал-Кудуки пользовалось большой популярностью, среди его мутаалимов были уроженцы Дагестана, Северного Кавказа, Поволжья…».

Сочинения Мухаммада Кудутлинского: «ал-Хашийа 'ала-л-Чапарди», «Таркибми'ат 'амил», «'Исам 'ала-л-Джами» по грамматике и морфологии арабского языка продолжительное время были чрезвычайно популярны и в других дагестанских медресе. Также он автор трактатов по логике, о метафорах, календаря, приспособленного к географическим координатам Дагестана, разъяснений имен Аллаха, стихотворных произведений на арабском и аварском языках. Сохранилось огромное количество высказываний этого ученого, заметок и примечаний по различным вопросам мусульманского права. В конце 1716 или в начале 1717 г. Мухаммад Кудутлинский вместе с сыновьями направился в Сирию. Согласно мнению одних, это был выезд с целью паломничества, другие же считают, что он покинул родину в протест «против культивирования норм обычного права и пренебрежением современниками установками шариата». В Сирии ученый заболел и вскоре скончался в г. Алеппо.

Не случайно, профессор А.Р. Шихсаидов, посвятивший множество своих исследований дагестанским рукописным книжным коллекциям, среди «особенно впечатляющих» называет, сохранившуюся до наших дней библиотеку жителя с. Могох. Совместно с кандидатом исторических наук,уроженцем с. Могох А.М. Магомеддадаевым им было выполнено описание этой уникальной библиотеки. Её масштабность и значимость, как части культурного достояния дагестанских народов охарактеризованы в работах А.Р. Шихсаидова, приведем небольшие отрывки из них: «…В селении было несколько рукописных коллекций, существовавших еще в в., но восходящих к более раннему времени. Наиболее полной и тематически разнообразной является коллекция Чарана Чаранова (род. 1938 г.)… сына Мухаммада и внука Чаранава Могохских, известных здесь основателей и преподавателей медресе, знатоков арабской литературы и собирателей книжной коллекции. Несмотря на «переменчивые условия деятельности арабистов в СССР», коллекция сохранилась благодаря стараниям Магомеда, сына Чаранова (ум. 1964 г.) и его сына Чарана Чаранова… В ней более 200 печатных книг конца XIX – начала ХХ в… Рукописных книг в коллекции 82, но число сочинений значительно больше, около 270 (в коллекции много сборных рукописей, включающих иногда до 20 отдельных сочинений). Хронологически коллекция сформирована неравномерно: имеются старые рукописи (

В начале ХХ в. Дагестане было известно имя Мухаммад-Масуда Могохского (ум. в 1942 г.) – распространителя идей джадидизма (культурно-реформаторского, просветительского и общественно-политического движения мусульман). Вместе со своими единомышленниками он ратовал за введение новых методов обучения и реформирование системы мусульманского образования. На страницах местных арабоязычных газет и журналов Мухаммад-Масуд выражал свое мнение также по некоторым теологическим вопросам. Современные исследователи считают, что идеи джадидистов в настоящее время получили воплощение в работе современных высших исламских образовательных учреждений.

Еще в конце XIX в. уроженец с. Гоцоб Гергебильского района Абдулатип Гоцинский (ум. 1891 г.), побывав в Казани и, встретившись с известным татарским просветителем Шихабуддином Гаруном ал-Марджани, а также с другими крупными учеными-арабистами Татарии, убедился в необходимости изучения новых достижений европейской науки и культуры. Абдулатип Гоцинский родился в семье бывшего наиба имама Шамиля - Доного Мухаммада (1829-1889 гг.). Отец Абдулатипа и Нажмуддина Гоцинских был личностью неоднозначной, можно сказать с «непростой судьбой». В исследовании, посвященном Нажмуддину Гоцинскому (1859-1925 гг.) известного дагестанского историка Хаджи Мурада Доного мы находим ценный фактологический материал об этой знаменитой семье (см. Доного Х.-М. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала, 2011). Доного были представителями одного из знатных родов, имевшие родственные отношения с Аварским ханским двором. Во время Кавказской войны на стороне имама Шамиля сражались братья Доного Мухаммад– Гамзат (начальник сотни) и Карагишил Мухаммад. Сам Доного Мухаммад, будучи мутааллимом в с. Могох, участвовал в набегах наиба Хаджи-Мурада. Во время одного из сражений он был взят в плен и в силу определенных обстоятельств, вступил на царскую службу. Однако по требованию имама Шамиля он вскоре вернулся в ряды горцев. Проработав кадием в с. Буцра, он стал пятисотником в войске имама, а затем был назначен наибом Аракани и Гимры. Разноречивы высказывания о его действиях во время пленения Шамиля в Гунибе, однако, став впоследствии офицером при царской администрации и прослужив 15 лет койсубулинским наибом, он имел большой авторитет среди местного населения.

Имея определенный уровень мусульманского образования, Доного Мухаммад, безусловно, придавал огромное значение воспитанию и образованию своих сыновей. Старший его сын – Абдулатип, как писал ученый-просветитель Гасан Алкадарский,  «овладел всеми арабоязычными науками и шариатскими знаниями, которые в то время были доступны в наших краях, обучаясь им у великолепных учителей и алимов…».  В дальнейшем, помимо непрерывного совершенствования знаний, он обучал своих мутааллимов по целому ряду дисциплин (арабский язык, риторика, метрика арабского стихосложения, астрономия, мусульманское право, хадисоведение, математика, философия и др.). Основанное Абдулатипом Гоцинским медресе в Нижнем Дженгутае, являлось в то время одним из лучших в Дагестане. Для мутааллимов, прибывших из тюркоязычных районов Южного Дагестана, Азербайджана и Татарии, было организованно обучение на тюркском языке. Многие из учеников Абдулатипа Гоцинского  впоследствии стали известными богословами, учеными и поэтами. Абдулатип сочувствовал судьбе участников восстания 1877 г., в подавлении которого принял его отец – Доного Мухаммад. В 1889 г., не получив разрешения царских властей, он нелегально перешел границу для совершения хаджа. После пребывания в Мекке и Медине он посетил Египет, Турцию. Абдулатип Гоцинский встречался с авторитетными мусульманскими богословами, суфийскими шейхами, с султаном Турции Абдул-Хамидом . Его поэтические произведения на арабском языке получили восторженные отзывы от ученых Востока. Несмотря на столь благожелательный прием Абдулатип Гоцинский решил вернуться в родной Дагестан, надеясь продолжить свою преподавательскую деятельность. Но на родине он был сразу арестован. В 1890 г. Абдулатип Гоцинский умер в ссылке в г. Обоян. Доного Мухаммад умер от болезни еще до возвращения сына. Нажмуддин Гоцинский со своими родственниками и друзьями на месте смерти своего брата воздвиг мавзолей.

Мухаммад-Хаджи Кикунинский принял активное участие в восстании 1877 г. в Дагестане, в частности, 29 августа 1877 г.  возглавлял нападение отряда гергебильцев, кикунинцев и хвартикунинцев на военный пост у Георгиевского моста. После подавления восстания шейх был отправлен в ссылку, но был помилован по Высочайшему манифесту 15 мая 1883 г. (в честь коронования императора Александра III и императрицы Марии). После возращения из ссылки он некоторое время жил в с. Гергебиль в родительском доме своей жены, однако 29 сентября 1889 г. за распространение идей тариката был вновь арестован и отправлен в пожизненную ссылку в г. Иркутск, затем переведен под надзор полиции в Саратовскую губернию. В 1893 г. с помощью муридов (последователей) Мухаммад-Хаджи скрылся от властей и нелегально эмигрировал в Турцию. Вслед за шейхом Мухаммадом-Хаджи покинули Дагестан множество его родственников и муридов из разных дагестанских сел. Благодаря личному знакомству с турецким султаном Абдул-Хамидом II, шейх Мухаммад-Хаджи получил возможность выбора благоприятного места для поселения дагестанских мухаджиров (переселенцев), на котором было основано с. Алмалы, позже оно называлось Рашадийа, ныне - Гюней-кёй. Со временем Гюней-кёй стал одним из крупнейших поселений выходцев из Северного Кавказа, в основном дагестанцев, известным в настоящее время, как «малый Дагестан». Количество жителей селения увеличивалось за счёт прибываемых переселенцев, эмигрировавших под воздействием писем-воззваний Мухаммада-Хаджи и последовавшего за ним Шарапуддина Кикунинского, ставшего в Турции его зятем.

Возможно, причина поселения шейха Мухаммада-Хаджи Кикунинского в с. Гергебиль заключалась в том, что большинство муридов и доверенных лиц шейха проживало в близлежащих селениях - в самом Гергебиле, Кикуни, Хаджалмахи, Куппа, Аймаки и др. Из Гергебиля было легче поддерживать связь со своими односельчанами и родными. К тому же суфизм на протяжении долгого времени занимал (что продолжается и в настоящее время) прочные позиции среди жителей Гергебиля. Подтверждением этому является творчество поэта-богослова Урдашева Долгата (Долгата Младшего) (1884–1984 гг.). Долгатом Младшим в народе его назвали, в отличие от его тезки, другого гергебильца, которого в свою очередь называли Старшим Долгатом. Оба они были авторами стихотворных богословских произведений на аварском языке. Однако творческое наследие первого получило более широкое распространение. Известный дагестанский ученый-литературовед С. Хайбуллаев считал, что среди дагестанских богословов, ему принадлежит авторство наибольшего числа мавлидов. Большой вклад в изучении творческого наследия Урдашева Долгата принадлежит его земляку Шахбанову М.Т.Первоначальное образование Долгат получил у своего отца, затем в местном медресе. Известно, что его учителем был Саид Кудутлинский (1842-1919 гг.), обладавший разносторонними знаниями в разных отраслях (мусульманского права, грамматики, медицины, истории, логики и др.). В то же время он был поэтом и известным целителем.

Будучи членом ревизионной комиссии Буйнакской городской мечети, всю свою жизнь он посвятил проповедничеству.  Большинство из его произведений призывают к нравственному совершенствованию и отказу от преклонения материальным ценностям. Известно, что переписчиком и составителем крупного рукописного сборника произведений этого талантливого поэта, благодаря чему они были собраны воедино, являлся его односельчанин - Магомед Абакаров (1900-1984 гг.). В Гергебиле были очень распространены арабографические (на аджаме) рукописные сборники на аварском языке, переписанные Магомедом Абакаровым. Среди них помимо произведений Долгата Младшего, различные молитвенники, тексты по основам Имана, Ислама и Сунны, рузнама и т.д. Они сохранились до наших дней в семьях жителей с. Гергебиль, которые, несмотря на то, что в тяжелое для верующих время, их стремление к удовлетворению духовых потребностей могло привести к серьезным последствиям. Большинство из них обучались в местном медресе у Салиха Хвартикунинского. Среди них были Магомед Абакаров, Ансар Омаров (1906-1990 гг.), Магомед Омаров(1908-1995 г.), Абдулла Омаров(1917-2010 гг.),Расул Гамзатов (1913-1994 гг.) и др. Доказательством неудержимого стремления их к духовному совершенствованию служат сохранившиеся до наших дней книжные коллекции, собранные в тяжелые годы репрессий и гонений.

Другой ученик Салиха Хвартикунинского – Абдулла Омаров также оставил свой след в памяти своих односельчан. Прожив долгую жизнь, ему довелось увидеть времена, когда не будет никаких преград для распространения идей Ислама. С 1991 по 2005 г. он занимался преподаванием основ мусульманской религии и таджвида (правил чтения Корана). Большое количество детей и взрослых с. Гергебиль получили у него необходимые первоначальные знания о своей религии.

На родине Салиха в с. Хвартикуни большим авторитетом пользовался его односельчанин – Мухаммад сын Исупа-Хаджиява (р. 1917 г.). Родился он в религиозной семье, отец его по праву носил почетное звание «хаджи», совершив пешком паломничество к святыням Мекки и Медины. По тем временам это был нерядовой поступок, говорящий о незаурядной набожности человека. Мухаммад учился в медресе селений Гонода, Кикуни и др. Круг его познаний был очень широк, по свидетельству его родственников, он был знаком с основами 12 отраслей мусульманских наук. Так как Мухаммад жил в сложное время он вынужден был, как и многие его современники заниматься поклонением Всевышнему в основном «за закрытыми дверями». В Хвартикуни жили и другие ученые-арабисты, но к  сожалению, мы не располагаем обширными сведениями об их жизни, но будем надеяться, что со временем этот пробел будет восполнен.

, раздел: Личности

Автор: Ибрагимова З.Б.
85
0

Поделиться

0

20 Окт 2003 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля