Старый Куруш
Поделиться
03 Июл 2008 г.
Несколько часов мы ехали на ПАЗике из Махачкалы до райцентра Докузпаринского района, где перегрузились в ГАЗ-66, и еще пару часов поднимались вверх по долине, чтоб достигнуть высоты 2560 м, где напротив массива Ярыдаг располагается Куруш. От села спустились вниз, к реке Усухчай, где разбит палаточный лагерь чемпионата. Местные власти устроили очень красочное открытие соревнований — с певцами, танцорами, представлением канатоходцев. Через несколько дней после открытия соревнований директор фестиваля — он же президент Федерации альпинизма Дагестана Петр Леонов — предложил мне сходить в село…
Утро, восемь часов… Открываю палатку — друзья уже пьют чай. Погода и виды вокруг — замечательные.
Иду сначала в штабную палатку — узнать новости.
Затем оправляюсь в столовую…
Народ увлеченно смотрит чемпионат мира по футболу. Тарелку и телевизор привез один из страстных болельщиков…
Около 10 часов в лагере появляются два местных джигита. (справа в кадре — село Куруш)
Как видно, седел здесь нет. Вместо них используется своеобразная попона…
Леонов о чем то говорит с ними, и джигиты отправляются по своим делам, а Петр подходит ко мне: «Мужики сказали, в магазин продукты завезли. Думаю, через часок подняться в село. не хочешь за компанию?». Я, конечно, соглашаюсь…
В 11-ть выходим. Поднимаемся вровень с набежавшими облаками, которые закрывают стену Ярыдага.
По дороге Петр меня наставляет:«Если кого-то будешь благодарить, типа «Благодарю вас…», или вдруг тост поднимать «За нас, за вас и за Кавказ», говорить «вас» не надо. Скажи «Благодарю вам… Пью за вам…».
«Почему?» – удивляюсь я. «Потому что у лезгинов слово «вас» обозначает мужское достоинство», – разъяснял Леонов…
Внизу, у реки виден наш лагерь…
А вот и село. Подъем из лагеря занял у нас минут 40-50…
У крайнего дома встречаем главного судью чемпионата. он поднялся перед нами, чтобы отправить письма по e-mail., Интернет и мобильная связь в селе есть, а у нас внизу — нет. Заодно главный переговаривается по рации с судьями, которые ушли под стену Ярыдага для наблюдения за участниками восхождений.
Главный наш судья — наркоман. Плотно сидит на «Кока-коле». Это еще одна причина его визита в деревню. При этом не переносит табак, но благосклонен к спиртосодержащим напиткам. Такая вот смесь достоинств и порочных слабостей.Все гаджеты аккуратно разложены на… коровьем дерьме…
Мы тоже оглядываемся на стену. Ярыдаг (альпинисты называют его еще и Ерыдаг) как на ладони.
Яры по-лезгински имеет два значения. Во-первых – яркий. А во-вторых – красный или красивый. Даг – гора.
Идем по селу.
Дома лепятся к друг другу, как латвийские шпроты в банке. В воздухе висит запах навоза. Все заборы сделаны из блоков-кирпичей, Блоки сделаны из навоза
Все с нами приветливо здороваются. Петя, хотя всю жизнь живет в Махачкале, тут тоже вообще за местного: Ярыдаг — основной массив альпинистских интересов в республике, и Леонов здесь часто бывает, знаком со многими курушцами…
Считается, что предки курушцев – из древнего арабского племени корейшитов, к которому принадлежит пророк Мухаммед.
В достопамятном 1917 году в ауле насчитывалось 718 семей, имевших 72 000 овец и более 2000 голов крупного рогатого скота. Бедным считался тот, кто имел 100 баранов. Сейчас, по словам местных, есть такие лентяи, у которых нет и десятка баранов.
По переписи 1926 года, в Куруше проживало более 4000 человек и имелось 8 мечетей.
Долина позволяла Курушу иметь скота столько, сколько не было ни в одном ауле Кавказа. И издревле на зиму курушцы перегоняли свои стада горными тропами через трехтысячные перевалы в Азербайджан, на просторы Ширванской степи. Доктор Свидерский в своей книге «В горах Дагестана» в 1903 году так описывает этот путь: «Словно высеченный у вершины карниз, извивается тропинка над пропастью. По одной стороне отвесный бок горы, по другой – бездна: ширина тропинки, нередко, меньше аршина».
Но летом 1950 г руководство Азербайджанской ССР без предупреждения отказало в выделении дагестанцам зимних пастбищ, где имелись добротные кошары, жилье, заготовленные в достаточном количестве корма для скота. Курушцы просили разрешить им еще хотя бы год перезимовать в Ширване с тем, чтобы подготовиться для зимовки на новом месте, но соседи были непреклонны.
Тогда Дагестан принял оперативное решение: разместить стада на территории Чечни в районе так называемого «Конезавода», где еще в конце XIX века русские переселенцы Мезенцев и Тинита разводили овец и породистых лошадей. Но тут встала другая проблема: оставаться территориально в составе Докузпаринского района и продолжать вести кочевой характер хозяйствования стало немыслимо. И три курушских колхоза объединили и передали в административное подчинение Хасавюртовскому району, а горцев переселили на равнину.
Только 13 семей наотрез отказались переезжать. Они и сохранили старый Куруш. Им у школы и поставили памятник современники – стелу в виде окна с фамилиями оставшихся.
Чей-то проверенный годами велопепелац.
Вот и нужный нам дои, и его хозяин — Эльдер. Ему лет 35, хотя выглядит старше. По европейским представлениям – типаж моджахеда из фильмов про террористов. Если вдруг приедет в Москву, паспорт далеко может не убирать… У него маленький магазинчик прямо в доме. Дом в два этажа. Внизу – хозяйство, наверху жилые комнаты: его с женой, родителей, детская и гостиная.
В одной из комнат потолок оставлен со старинных времен: на толстых деревянных балках жерди, на них – плетеный камышовый настил, на него – земля. «Это специально оставили, – говорит Эльдер, – чтоб дети знали, как дом устроен, как жизнь устроена». У Эльдера есть работа: он передает в Махачкалу гидрометероологические сведения – и получает за это 5000 руб. Когда-то тут за селом была гидрометеостанция. Потом ее закрыли. Уезжая, метеорологи оставили Эльдеру рацию, несколько приборов и договор на работу.
И родители, и двое детей Эльдера живут одним домом. «У нас принято, что один из детей живет с родителями. И они выбирают, кто с ними остается в доме. Вот нас было четверо: я – старший брат, младший, и две сестры, Выбрали меня. Младший уехал в Махачкалу, сестры тоже вышли замуж и уехали».
Мое внимание привлекает живописный сундук…
Потом нас приглашают пить чай. В комнате обстановка скромная. В одном углу телевизор (в селе общая тарелка и проложено кабельное телевидение), в другом — гостевая кровать, в третьем — печка. Ее то и топят сушеным кизяком. Кизяк тут основное топливо, и зимой пойдут в печку все эти заборы…
Приходит отец Эльдера – 60-летний Муса. Спрашиваю, что хорошего в жизни, что плохого? Муса отвечает философски: «Хорошо, что есть дети. А плохого в жизни человека быть не должно».
У лезгинов, как и у англичан, нет разницы между «ты» и «вы» .Спрашиваю, кивая на телевизор:
– Что по телевизору смотришь, Муса?
– Новости смотрю. Каждый выпуск. Еще этот – в 12 часов показывают каждый день про суд. («Час суда» – С. Ш.)
– Нравится?
– Да, интересно. Потом сидим с соседями, обсуждаем…
– А сколько всего дворов в Куруше?
– Сейчас 120. А было 13 всего. В начале 50-х была такая программа – переселения с гор на равнину. Вот тогда остались эти 13 семей. Остальных переселили вниз – там тоже есть Куруш, километров 300 отсюда. Если б не эти 13 семей, исчезло бы село совсем.
– С нижним Курушем связи поддерживаете?
– Да. К родственникам ездим. Правда, только на свадьбы или похороны. Утром сядешь в маршрутку – вечером там.
– Жизнь здорово изменилась?
– Конечно. Раньше у нас колхоз был; богатый – 130 000 голов овец пасли. В 1996-м колхоз закрыли. Что-то продали, остальное разделили. Да, и к тому времени разворовали порядком…
Муса встречно интересуется:
– Ты сам откуда?
– Из Ленинграда. (Я всегда в уголках нашей Родины говорю «из Ленинграда». Особенно если разговариваю с пожилыми и стариками — они не сразу понимают, что за город «Петербург»)
– О, я там был лет пять назад. Знаешь «Кресты»… тюрьму?
– Ну, да.
– Там младший сын сидел. Полтора года.
– За что?
– В армии служил. Неправильно поступил.
– А что сделал-то?
– Неправильно поступил…
Хозяйка приносит чашку с белой массой, напоминающей сметану. Рядом поставила блюдце с темно-зеленой массой и села сбоку стола, на колени.
– Ешь, – придвигает мне чашку Муса. – Это масс – айран из сметаны. А это мята – клади в айран и размешивай.
– Мята?
– Да. Мы ее собираем, варим, пропускаем через мясорубку… Вкусно?
– Вкусно…
После чаепития благодарим, прощаемся и идем дальше по селу. Эльдер — с нами. Проходим мимо мечети, мимо расписанного затейливыи растениями и деревьями дома. Эльдер улыбается: «Хоть на стене что-то растет».
Заходим в магазин – вернее, это маленькая лавка, набитая продуктами, хозтоварами и дешевым широтребом с клеймом «Мэйд ин Чина».
Тут же в проем набиваются дети: мы с Петей для них немного марсиане…
Из магазина видна школа. Любопытствую: «Можно зайти посмотреть?». Эльдер кивает: «Сейчас схожу к директору. Заодно поговорите».
…Эльдер возвращается: директор уехал , но есть ключи от школы — можно зайти, посмотреть.
Перед школой – вытоптанный двор. Дюжина пацанов гоняет мяч. За ними наблюдают два внушительных молчаливых зрителя: один бронзовый – народный поэт Дагестана Шагь-Эмир Мурадов, 1913-1996, другой золотистый – Наджмудин Самурский (Эфендиев), 1892-1938. Сбоку еще один памятник – стела с фамилиями, символизирующая окно дома…
Заходим… Бросаются в глаза свежевыкрашенные пол и стены. На стенах практически нет свободного пространства – сплошные стенды… Школу в Куруше открыли еще в 1920 г. Вот список всех директоров с фотографиями. Вот учителя – на два десятка мужчин всего четыре женщины. Вот лучшие ученики. Вот выпускники, ставшие гордостью села и республики. Вот ветераны войны и труда.
Школьная стенгазета названа в честь популярнейшей у мусульман священной вершины Шалбуз-даг. Она стоит прямо над селом и видна из школьных окон…
Вот Пушкин. Вот Пифагор. Вот изречения Маркса, Бэкона и Горького…
Внимательно смотрят многочисленные писатели и поэты Дагестана…
Я как будто перенесся лет на 50 назад… Все сделано руками учеников, дышит старательностью и непосредственностью. Даже не верится, что выпускник такой школы мог потом где-то в армии «поступить неправильно».
Судя по стендам, у курушцев в истории нет перерывов, нет «той» и «этой» страны. Нет «советского» Куруша, как нет «российского» или «царского». На стене в учительской меняются портреты генсеков и президентов, а Куруш за 1000 лет никуда не делся. Этого многие в России не понимают. Делят на «ту» жизнь и «эту». Как будто лет 30 или 70 назад здесь была другая земля, другая трава, и другие люди говорили на другом языке и рожали других детей…
Вот большой стенд, посвященный активному участнику Гражданской войны (два ордена Боевого Красного Знамени) Нажмудину Самурскому (Эфендиеву), который стал фактически основателем и первым главой советской республики Дагестан.
Как написано в энциклопедиях, «За годы своей деятельности в Дагестане, особенно на постах председателя Дагестанского Центрального исполнительного комитета (1921-1928) и первого секретаря Дагестанского обкома партии (1934-1937), внес значительный вклад в экономическое, политическое и духовное развитие республики, в частности, в развитие электроэнергетики, машиностроения, нефтяной, рыбной, консервной промышленности, в осуществление земельно-водной реформы». Став главой Дагестана, который тогда был в территориальном подчинении Ростова-на-Дону, Нажмудин начинает бороться за автономию республики – за ее самофинансирование и хозяйственную самостоятельность. Ростов против: одни рыбные промыслы на Каспии приносят огромные доходы. Стороны жестко спорят три года, и наконец председатель Дагестанского ЦИК празднует победу.
Поэтому Нажмудин так и остался для земляков выдающимся человеком. Никто не снял картину маслом в начале 90-х. Никто не унес стенд в чулан, никто не распорядился убрать памятник. Это их односельчанин, сосед, который был власть, и ему от власти тоже досталось. Самурского арестовали в сентябре 1937 года, и через год прозвучал смертельный приговор. Сталин лично написал резолюцию «Расстрелять на …». («На вас», в общем)
Ни в чем неповинного Нажмудина реабилитировали в 1956-м. В селе сохранился дом, где он родился в 1891 г. и провел детские годы…
Сзади всадников — опять же — священный Шалбуз-даг…
Захожу в классы. Стенгазета «Орленок» в кабинете географии.
Лермонтов в кабинете литературы, судя по величине рамы и центральному положению – самый главный.
В учительской на стене висит основательно выцветший Владимир Владимирович. И огромный плакат-пособие «Древо российских царей и императоров».
В пустом коридоре — гулкие шаги… Появляется и приветствует нас пожилой человек. «Вот наш учитель, – представляет его Эльдер. «Гасейн, – протягивает мне руку мужчина. – Я тут всю жизнь работаю. Учитель начальных классов».
– Скажите, а сколько детей учится в школе?
– В этом году будет немного поменьше, где-то 150.
– И как они тут все помещаются?
– В две смены… У нас там 8 классов, учительская, столовая; места немного – сами видели.
– Зарплаты у учителей нормальные?
– Что Вы… Вот у меня со стажем, с 45% надбавками – сельские и горные – выходит семь тысяч. Приходится еще фельдшером подрабатывать…
Я не решаюсь его спросить, смотрел ли он нашумевший сериал «Школа». Спрашиваю иначе: «Вот учителя в городах жалуются на трудности с нынешними детьми. А как у вас?»
– Работать стало трудно, молодежь пошла не та… Выпускники уезжают, но детей у нас много, и, опять же, кто-то должен остаться с родителями.
В принципе, люди, насмотревшись по 15 каналам кабельного сельского телевидения, как живет страна и мир, и так уезжают. В первую очередь, молодежь – в Дербент, в Махачкалу, в Москву, конечно же. Работы в селе нет.
Курушцев могла бы выручить индустрия, называемая туристской. Ведь вокруг такие красоты неописуемые, много исторических мест. Турбаза, пансион могли бы приносить вполне неплохие доходы. Вот ведь сейчас состоялся чемпионат – для кого-то из курушцев это заработок: кто-то оказывал транспортные услуги, кто-то пек чурек, продавал картошку, барана, газ.
От села в лагерь участников чемпионата можно спуститься по тропам за 15-20 минут. Но в гости приходят всего несколько человек – в основном те, кто наладил связи с альпинистами, регулярно приезжающими в эти края.
Альпинистам постоянно что-то требуется. То бензин для генератора, то газ для кухни, то лошадь – вывезти из-под стены пострадавшего.
На Ярыдаг и людей, карабкающихся по стене, курушцы могут смотреть прямо из окон – 16-я программа, «Экстрим тудэй»…
Таких «зрителей» набирается примерно 800 – в селе более 100 дворов, семьи большие, хотя в последнее время молодые уже не стремятся иметь большую семью. Некоторые даже останавливаются на втором ребенке. Надо содержать детей, заботиться о престарелых родителях, помогать тем, кто уехал в больше города – все это тянет на себе крестьянин, как и 50 или 150 лет назад…
В принципе, курушцы говорят, что им денег особо и не надо. В магазин идут только за тем, что не могут произвести сами: чай, сахар. Мясо, все молочные продукты – это все свое. Выращивают картошку, капусту. Вниз на продажу увозят сыр, баранину. Свежее молоко идет на рынке по 60-70 руб. за три литра.
Некоторые люди держат в селе пчел. Чистый, белого цвета мед продают по 3500 рублей за трехлитровую банку. Так что, стеклянные банки любого размера – в селе большой дефицит. Эльдер говорит: «Банки не выбрасывайте. Я приеду – заберу»…
Дело к вечеру — пора и нам к дому…
Прощаемся с Эльдером, с Гасейном — последний долго уговаривает зайти к нему в гости.
но я еще хочу взглянуть на памятник павшим в Великой Отечественной войне — он стоит неподалеку от школы, на выезде из села…
Четыре памятника для небольшого села в горной глуши на окраине России,..
Рядом кладбище…
Опять мимо заборов из кизяка идем через село, чтоб спуститься в лагерь…
Часам к 7 вечера приходим в лагерь. Стены Ярыдага уже пламенеют в лучах заходящего солнца, а через час с небольшим лагерь накрывает темнота. Ужин, обмен новостями и, конечно же — опять футбол…
День закончился. Пора на боковую в свою палатку.
Завтра, поднявшись к подножию Ярыдага, я увижу Куруш, как на ладони…
Поделиться
03 Июл 2008 г.
Похожие статьи
В прошлом веке топограф и альпинист Андрей Пастухов застал в Куруше трех человек в возрасте 100 лет, а академик А.Беккер рассказывал о двух...
Апр 2019 г.
Для жителей дагестанского села Куруш овцы – спасительные животные: они и еда, и заработок, и даже топливо. Владимир Севриновский специально...
Янв 2019 г.
Я самый настоящий счастливчик, что добрался до этого потрясающего места. Пусть в Куруше появились автомобили и дома из современных...
Июл 2017 г.
На склоне священной горы Шалбуздаг, выше уровня облаков, расположено село Куруш. История этого населенного пункта началась еще во времена...
Ноя 2015 г.
Дорога до высокогорного поселка была каменистой и неважной, приходилось ползти с черепашьей скоростью. Хотелось спать, но на таких...
Июн 2014 г.
В рамках нашего путешествия по Роcсии, мы с Димой chistoprudov задумали попасть на самую южную точку страны. Посмотрев карту выяснилось что на самом...
Июн 2014 г.
Комментарии к статье