Ступени роста

2
0

Поделиться

01 Окт 2004 г.

В небольшой исторический период Дагестан, бывшая окраина России со сплошь неграмотным населением совершил стремительный скачок от сохи, плуга, примитивных машин до передовых позиций во всех областях развития производства, науки и техники. Конечно, были и здесь ученые, философы, владевшие арабским языком, но это были единицы. А для решения таких глобальных проблем нужны были специалисты и просто образованные люди, способные воспринять веяния времени.

В первые же годы Советской власти в Дагестане началась работа по изысканию средств на народное образование, десятки людей прошли ускоренные курсы подготовки учителей. В 1923 — 1924 учебном году начали функционировать школы в Уркарахе и Кубачах, в следующем году — во всех больших аулах Дахадаевского района: в селениях Ашты, Урари, Кища, Викри, Харбук. До 1930 года обучение в школах велось на тюркском языке, затем переведено на родные языки и в качестве предмета вводился русский.

Параллельное изучение языков на латинской и русской графике создавало определенные трудности в работе школ, отрицательно сказывалось на качестве обучения и в 1938 году был осуществлен полный перевод письма на русскую графику.

В 30-е годы широким фронтом развернулась работа по ликвидации неграмотности в районе. В эти годы в Дагестане ощущались трудности в культурном строительстве, особенно из-за недостатка в подготовленных кадрах. Областные комитеты ВКП/б/ — Центрально-Черноземный, Адыгейский и другие приняли решение об отправке бригад в Дагестан для участия в работе по культсанштурму. Адыгейская бригада была командирована в Дахадаевский район,

11 ноября 1931 года она организовала районный штаб всеобуча, ликбеза и батальон культэстафеты, который заключил договор с Ачикулакским и Кайтагским районными штабами по развертыванию сети ликпунктов и школ малограмотных.

16 ноября 1931 года бригада адыгейцев выехала по аулам. Всего было организовано 27 сельских штабов всеобуча и ликбеза и 24 культэстафеты.

Развернулась огромная массово-разъяснительная работа. Каждый член штаба прикреплялся к определенному участку района. В их состав входили также члены партии, красные партизаны, комсомольцы, которые вели работу среди неграмотного населения, следили за посещаемостью занятий, отвечали за оборудование и обеспеченность ликпунктов всем необходимым.

Учитывая всю важность культурного строительства, учителя района объявили себя мобилизованными и выдвинули встречный план, в котором контрольную цифру по ликвидации неграмотности с 3900 человек повысили до 4500, а по ликвидации малограмотности — с 2500 человек до 3000.

По плану всеобуча, утвержденному пятой сессией ЦИК ДАССР VII-го созыва /сентябрь 1930 года/, в районе был введен Закон о всеобщем начальном обучении с 1932 года. В том году были открыты школы почти во всех населенных пунктах: в селении Зильбачи, Кища, Меусиша, Ашты, Дейбук, Цизгари и др., государством были построены и сданы в эксплуатацию новые школьные здания.

В 1932 году в школах района обучалось около 5200 учащихся, в т.ч. 2137 девочек. Это было шагом вперед в раскрепощении женщин, ведь в первых светских школах, открытых в 20-х годах, почти не было девочек, т.к. обучение их встречало острое сопротивление.

В 1936 году сеть начальных школ выросла настолько, что стало возможным полное осуществление всеобщего начального обучения. К этому времени были построены новые школьные здания по типовым проектам в селениях Дуакар, Цураи, Урари, Харбук и др.

В 1938-39 учебном году в районе было 226 начальных и 36 пятых -седьмых классов с охватом около 5500 учащихся, а в 1939-40 учебном году — 251 начальный, 46 пятых-седьмых и 2 восьмых /Уркарахская семилетняя школа была реорганизована в среднюю школу/ класса с охватом 6433-х учащихся.

Кроме того, в Уркарахе была создана ШКМ (школа крестьянской молодежи). В ней обучались дети из крестьянских семей, окончившие сельские начальные школы, до получения семилетнего образования на полном государственном обеспечении. Обучение велось с сельскохозяйственным уклоном.

Говоря о становлении и развитии народного образования, нельзя не вспомнить добрым словом о тех, кто не жалея ни сил, ни здоровья самоотверженно трудились в районе, на фронте, ими были покойные Гамзат Магомедов, Ибрагим Ахмедханов, Магомед Бибулатов, Абдулла Исупанов, Гаджи Курбанов, Бата Курбанова из с. Уркарах, Курбанмагомед Мусаев из Кунки, Шапи Исмаилов, Омар Алиев, Маджид Булатов из Ашты, Багомед Омаров, Али Гаджиев, Магомед Махаев из Урари, Магомед Миркиев, Муталим Канаев и Кубани Алаутдин Магомедов из Кища, Магомед Халилов, Минбулатов Магомед, Амирханов Лахмани из Меусиша, Гусейнов Малла, Курбанова Цибац из Сутбука, Рабадан Салихов из Викри, Багандов Рабадан, Ваммаев Гасан из Дуакара, Муртазалиев Халибег, Алиомарова Сагра, Рабаданов Аппас, Магомедов Камал, Вишталов Исабек, Гасанов Магомедгаджи из Харбука, Багомед Исабеков из Ираки.

В 1938-39 учебном году в школах района работало 200 учителей, из которых лишь менее пяти процентов имели среднее образование. В 1940 году в районе работало более 70 школ, в том числе 60 начальных, 9 семилетних и одна средняя. Иначе говоря, в каждом населенном пункте, даже в отдельных хуторах работали школы, неся знания в массы.

Поступательный ритм развития народного образования в районе, как и во всей стране, был нарушен вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года.

Годы войны стали периодом самых серьёзных испытаний для народа, периодом проверки жизнеспособности советской школы.

Несмотря на трудности военного времени, они продолжали работу, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, воспитывая учащихся в духе любви и преданности к Родине и глубокой ненависти к её врагам.

Уже в первые месяцы войны десятки и сотни учителей были призваны в армию, многие из них ушли на фронт добровольно. В Дахадаевский райвоенкомат приходили десятки заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт. Рядом с заявлениями отцов ложились заявления их детей.

Коллективное решение поехать добровольцами на фронт подали по примеру своего молодого, только что окончившего пединститут учителя истории Исмаилова Магомеда Исмаиловича /первого среди уркарахцев, получившего до войны высшее образование/ и других учителей юноши, учащиеся первого в районе 10 кл. Уркарахской СШ. Это — А. Валибагомедов, А. Раджабов, Курбанов, М. Исмаилов и другие. Учителя — М. Исмаилов, Медведев, Лукьянцев, Бирин, Обухсен, Андреев, И. Ахмедов, С. Курбанов, Г.И. Алиев, Р. Бахмудов, М. Салихов, С. Гапизов, Абакаров, Р. Аскандаров, М. Акаев и другие, из которых живыми вернулись лишь трое. Комсомольская организация с. Викри, насчитывавшая в своих рядах 31 член ВЛКСМ, 25 июня 1941 года в полном составе уехала на фронт. Все они погибли в боях за Родину.

Сотни посылок отправляли фронтовикам пионеры и школьники района. Так, в феврале 1943 года пионерами было отправлено 185 посылок, в которых находились платочки, тёплые носки, иголки, брюки и многое другое.

Под руководством комсомольских организаций и учителей пионеры и школьники района активно включались в сбор металлолома, лекарственных растений, а также теплых вещей и белья для воинов Красной Армии, объединялись в Тимуровские команды, оказывали помощь семьям фронтовиков. Так например, только за один субботник, проведенный 26 сентября 1941 года, пионеры и школьники района собрали 637 кг шиповника, 1587 рублей денег /«Путь Ленина» от 06.10.41г./ По далеко неполным данным, пионеры и школьники района собрали и сдали в фонд обороны более 166 тыс. рублей.

В своем письме-обращении с фронта к землякам, бывший учитель гвардии сержант Ибрагим Ахмедханов писал: «Воины-дагестанцы храбро бьются с лютым врагом, уже немало фашистов нашли себе могилу на нашей Земле. Но надо помнить, что каждый килограмм хлеба, выращенный вами, — это большой вклад в нашу Победу… Придет время, мы разгромим фашизм. Военные невзгоды останутся позади».

Забегая вперед, надо заметить, что И. Ахмедханову не суждено было разделить радость победы. Он погиб при освобождении г. Запорожья 12 октября 1943 года и захоронен в братской могиле в сел. Трудолюбимовка.

В годы восстановления народного хозяйства школы района добились новых успехов в своей работе. Значительно пополнился состав учительства, окрепла материальная база школ.

Характерной особенностью работы школ района за этот период является рост количества семилетних и средних школ, рост числа и качества подготовки учителей. К 1949 году в каждой школе района работали посланцы братских народов: русские, украинцы, осетины, евреи, татары, белорусы и др. Они были направлены сюда после окончания учебы в педвузах и техникумах. Только в одной Уркарахской СШ их работало 15 человек. По сведениям архива Министерства образования РД, в 40-70 годах число русскоязычных учителей, посланцев русского и других братских народов, работавших в системе образования райна, составляло более 850 человек. Среди них были замечательные люди, подлинные мастера своего дела, которые стали любимцами учащихся, родителей и всей общественности,

Именно таким был учитель русского, немецкого языков, а также литературы, посланец москвичей Иоффин Исаак Моисеевич.

Работая не только учителем 8-10 классов, но и школьным инспектором отдела народного образования в самые трудные 40-е годы, он внес неоценимый вклад в дело развития народного образования в районе.

С 1946 года работали, отдавая все свои силы и энергию делу образования, замечательные педагоги — Бугайский А.Б., Подлесная С.А., Кухта В.Г.

С 50-х годов — заслуженные учителя школы ДАССР Попова Мария Ивановна, Ибрагимова Антонина Григорьевна, Магомедова Галина Анатольевна. В 50-х годах в Уркарахской средней школе работала русская учительница Кудина (Алиева) Вера Федоровна, ныне заслуженный деятель науки Республики Дагестан, кандидат экономических наук.

Первый выпуск Уркарахской средней школы, флагмана образовании в районе и кузницы кадров состоялся в 1949 году. С тех пор прошло более 50 лет, более 2500 юношей и девушек получили среднее образование.

В школе учились уроженцы не только Дахадаевского, но и Сергокалинского, Левашинского, Кайтагского, Каякентского и других районов, здесь Функционировал с 1945 по 1960 год межрайонный детский дом. Многие выпускники продолжали учебу в вузах, техникумах, училищах и приблизительно 600 получили высшее образование, профессиональную подготовку, 570 стали специалистами со средним специальным образованием.

Среди них — сотни учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства, инженеров и строителей. Школа гордится своими выпускниками: далеко пределами Республики Дагестан известны имена писателей и поэтов Ахмедхана Абу-Бакара, Сулеймана Рабаданова, Магомед-Расула Расулова. Три доктора и двенадцать кандидатов наук свои первые шаги начинали здесь. Уместно перечислить имена замечательных педагогов, покойных и ныне живущих: Лобанова С.К., заслуженного учителя школы РСФСР Ибрагимова Б.И., заслуженного учителя школы РСФСР, Халимбекова А.Р., Ахмедовой А.Р., заслуженной учительницы РД, Халимбековой В.Е., ветерана и мастера педагогического труда.

Кубачинская средняя школа вырастила, ввела в мир знаний 16 кандидатов наук, 4-х финансистов и 30 учителей с высшим образованием, таких, как Караев А.Г., народный учитель СССР, кавалер ордена Ленина и заслуженный учитель РСФСР.

Особой популярностью в Дагестане и за его пределами пользуются изделия кубачинских златокузнецов. В целях сохранения и развития этого уникального искусства с 1967-68 учебного года в Кубачинской СШ учащиеся, начиная с подготовительного класса /с 6 лет/, обучаются по оригинальному, /утвержденному только для этой школы/, учебному плану, предусматривающему изучение специального предмета — Основы кубачинского искусства.

Изделия из серебра, выполненные руками юных кубачинцев, экспонировались на 17 международных выставках детского технического творчества /в США — 3-раза, в Брюсселе, Лондоне, Алжире, Монреале, Чили, Мали, Турции, Сирии, Японии и других.

1966-1995 годы отмечены ростом количества средних школ и их выпускников, повышением образовательного уровня населения района. Вместо маленьких, находящихся в аварийном состоянии сооружений, построены новые типовые здания в селениях Зубанчи /1973 г./, Уркарах /1975 г./, Морская /1980 г./, Новый Уркарах /1984/, Меусиша /1985/, Кища /1993 г./, Кунки /1989 г./, Бускри /1997 г./, Дибгаши /1990 г./, Дибгалик /1993 г./.

Происходящие в стране негативные явления, кризисные ситуации коснулись и народного образования и его учебных заведений.

Учителя и педагоги оказались в числе категории социально слабозащищенных.

Несмотря на это, учреждения образования, педагогические коллективы твердо стоят на позициях верности своей профессии.

В своем большинстве школы и педколлективы района творчески, с пониманием задач демократизации и гуманизации образования вносят в свою работу много свежего, нового. Используют альтернативные предложения, программы, смелее идут на эксперименты, новации.

Многие директора школ района уже определили свое место и роль в обновляющейся системе образования: Иянов И. /Чишилинская СШ/, Алиев А.Г. /Уркарахская СШ №1/, Ибрагимов И.Б. /Уркарахская СШ №2/, Маллаев К.М. /Сутбукская СШ/, Магомедов Х.М. /Ураринская СШ/, Магомедов М.С. /Новоуркарахская СШ/, Раджабов М.А. /Дибгашин-ская СШ/, Магомедов А.М. /Меусишинская СШ/, Гасангусейнов А. /Морская СШ/, Расулов А. /Циз-гаринская ООШ/, Бахмудов А.М. /Уркарахская СШ №3/, Багомедов К. /Цураинская ОШ/, Касумов Р.О. /Кишинская СШ №2/, Магомедов М.И. /Кишинская СШ №1/. Общий итог позитивных изменений состоит в устранении административного духа в образовании, в смене командной системы отношений отношениями сотрудничества, в раскрепощении школы и включении главного ресурса ее развития — свободы.

В настоящее время делом образования и воспитания детей в 32-х средних, 14-ти основных и 9-ти начальных школах занимаются 1139 учителей, в т.ч. с законченным высшим образованием -867, незаконченным высшим образованием — 80 и средним специальным — 192. В 55 общеобразовательных школах обучаются 7438 учащихся.

Значительный вклад в развитие народного образования внесли, работая в разные годы заведующими РОНО и начальниками РУО:

Алиев Али (до 1935 года) с. Урахи Сергокалинского района;
Мусаев К-Багомед (до 1950) с. Кунки;
Абдусаламов Магомед (1950-1953) с. Дейбук;
Миркиев Магомед (до 1950) с. Кубачи;
Курбанов Сулейман (1953-1955) с. Уркарах, засл. учитель РСФСР, инвалид войны;
Алисултанов Магомедгаджи (1955-1956) с. Уркарах;
Магомедов Курбан (1956-1961) с. Уркарах, кандидат ист.наук;
Амирханов Магомед (1961-1962) с. Сутбук;
Магомедов Гасан (1962-1973) с. Уркарах, засл. учитель ДАССР;
Гасайниев Магомед (1973-1985) с. Дуакар, засл. учитель ДАССР;
Шейхов М.-Саид (1985-1986) с. Уркарах, отличник народного образования;
Ибрагимов Ахмедхан (1986-1987) с. Уркарах, засл. учитель РД;
Магомедов Магомед (1987-1998) с. Уркарах, засл. учитель ДАССР;
Хасбулатов Хасбулат (1998) с. Уркарах, засл. учитель РД.

Традиционным стало проведение конкурса «Учитель года района». Лауреатом конкурса в 1998 году стал Магомедов Х.М., учитель русского языка и литературы Джурмачинской ООШ, педагог — новатор, творчески организующий образовательно-воспитательный процесс. Победителем конкурса «Учитель года-99» стала учительница русского языка и литературы Хуршнинской СШ Зугумова П.А., на второе место вышла учительница истории Кищинской СШ №2 Магомедова Б.И. и на 3-е — учительница истории Уркарахской СШ №2 Гаджиева Р.Н. Лауреатом конкурса «Учитель года-2000» стал молодой математик Новоуркарахской СШ Азизов Артур Аббасович, 2-е место занял Абдуллаев М.А. /УСШ №2/, 3-е место — Рамазанова З.И. /Чишилинская СШ/. За успехи во Всероссийских конкурсах «Школа года-97» и «Школа года-99» Маллаеву К.Г. /Сутбукская СШ/ и Маликову С. Г. /Чишилинская СШ/ присуждены звания «Директор года» и установлены надбавки в размере 50 проц. ежемесячного должностного оклада на 5 лет. В накале страстей прошел и литературный конкурс учащихся школ района «Мы – лицеисты»», посвящений 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Значительные средства выделяются школам для организации производительного труда на базе мастерских и земельные участки для выращивания картофеля и овощей. Создаются микрофермы для выращивания скота.

Налицо позитивные изменения, происходящие не только в повышении результативности учебно-воспитательного процесса, но и в обновлении всей системы образования района.

2
0

Поделиться

0

01 Окт 2004 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля