Кубачи
Поделиться
11 Июн 1997 г.
Причины столь пристального внимания исследователей и путешественников к вопросам происхождения кубачинцев кроются в своеобразии их материальной и духовной культуры, традиционного быта, высокоразвитого искусства, в особенности языка и т.д.
Впервые этот вопрос рассматривался полковником Г.Гербером, участником Персидского похода Петра I, в 1722-1729 гг. служившим в Прикаспийских областях Кавказа. В работе «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря» он приводит предание о европейском, точнее, генуэзском происхождении кубачинцев. И.Г.Гербер пишет, что кубачинцы сами называют себя франками и считают, что их предки по каким-то обстоятельствам много столетий тому назад переселились на нынешнее месторасположение — в сел. Кубачи. Сослуживец И.Г. Гербера подполковник фон Лукей утверждал, что «прадеды их (кубачинцев. — М.М.) в старинные времена выехали из немецких краев».
Легенду об иноземном происхождении кубачинцев приводит и Я.А.Маркович, в 1725-1727 гг. находившийся на военной службе в Дагестане. В своем дневнике он кратко пишет об «особливой великой деревне Кубиче: тамошние жители считают себя иноземцами. По их древнему преданию, некий властелин южной части Дагестана выписал колонию франкских оружейников и поселил их в Дербенте. Впоследствии они ушли в горы и обосновались на месте нынешнего сел. Кубачи.»
Во второй половине XVIII в. молва о европейском происхождении кубачинцев получила довольно широкое распространение. Она дошла и до моравских (чешских) братьев (членов религиозной общины), поселенных императрицей Екатериной II в Сарептской колонии в Саратовской губернии. Чтобы выяснить, не являются ли кубачинцы их соотечественниками христианами — моравскими братьями, оказавшимися, согласно догадкам акад. И.А.Гильденштедта, в кавказских горах вследствие постоянных гонений властей против них за религиозные и политические убеждения, а затем разгрома общин чешских братьев и изгнания из Чехии и Моравии их членов, из Сарепты в сел. Кубачи была снаряжена специальная миссия в составе двух братьев — Грабша и Груля. В начале марта 1782 г, они прибыли в Кубачи. Оба миссионера на месте убедились, что кубачинцы являются мусульманами, а не христианами. О своем происхождении жители села не смогли сообщить им каких-либо удовлетворительных сведений; утверждали только, что предки их были христиане, но уже прошло более 300 лет, как они приняли ислам.
Акад. Г.Ф.Миллер (1705-1783) в кубачинцах, говорящих, как он полагал, совсем особенным языком, видел потомков древних алан. Этой точки зрения придерживался и выдающийся историк, автор двенадцатитомного сочинения «История государства Российского» Н.М.Карамзин (1766-1826).
Акад. И.А.Гильденштедт (1741-1781), врач и естествоиспытатель, побывавший в 1770 г. в Дагестане, отмечал, что, по мнению историков, кубачинцы происходят от генуэзцов. Акад. П.С.Паллас (1741-1811) подверг сомнению широко бытовавшее в то время мнение о европейском происхождении жителей Кубачи. «Предполагалось, — отмечал он, — что жители города Кубеша происходят от франков (может быть, от генуэзцов и венецианцев). Однако я сам встретил одного кубачинца и записал от него некоторое количество слов на кубачинском языке. Из этих слов ясно, что кубачинский язык имеет общность с языками акушинцев (т.е. даргинцев. -М.М.) и отчасти казикумухцев», — ошибочно добавляет он в конце.
Я.Рейнеггес (1744-1793) в работе, посвященной историко-топографическому описанию Кавказа, отмечает, что «кубачинцы причисляются к древнейшим кавказским жителям. Язык их не имеет никакого сходства с языками народов Европы. Но этот же язык прочим народам Кавказа также не известен… Золотая и серебряная работа кубачинцев подобна карлсбадской аугсбургской*», — утверждал Я. Рейнеггес.
Польский граф, почетный член Российской академии наук Ян Потоцкий (1761-1815) совершивший в 1798 г. путешествие по Кавказу полагал, что кубачинцы — народ не чуждый Кавказу. По языку он считал их лезгинами, т.е. дагестанцами. А что касается художественного ремесла кубачинцев, то он допускал, что оно могло быть занесено пришлыми генуэзцами. Полковник А.И.Ахвердов, в 1801-1804 гг. состоявший комендантом Кизлярской крепости, повторял известные до него вымыслы о европейском происхождении кубачинцев, а в их языке он находил сходство с немецким языком. Мнение ученых и путешественников о франкском происхождении кубачинцев подверг критике СМ.Броневский (1763-1830), офицер, состоявший на военной службе в Тифлисе. Он писал, что нельзя считать кубачинцев выходцами из Европы лишь на том основании, что их предки были христианами; разного рода вымыслы и догадки, заимствованные из необоснованных слухов, охотно поддерживаемые, раздуваемые путешественниками и учеными, рассчитаны на читателей, проявляющих повышенный интерес ко всякого рода странному и чудесному, все это наносит вред научному познанию.
Свою лепту в необоснованную версию о европейском происхождении кубачинцев внес и Г. Бракель, подполковник, служивший в первой половине XIX века в Дагестане. Он приводит легенду (рассказанную еще акад. П.С. Паласу в бытность его на Кавказе в 1793-1794 гг.), будто бы кубачинцы (сколько их, не указано), отправившиеся в хадж в Мекку, встретили случайно в Константинополе (современный Стамбул) венецианских матросов и свободно говорили с ними на своем итальяно-кубачинском языке.
Акад. Х.Д. Френ (1782-1851), известный востоковед, филолог-арабист и историк, составивший первый ценный научный свод сведений письменных и литературных источников о сел. Кубачи и его жителях, вымыслы, приводимые Г. Бракелем, назвал ничтожной сказкой. Он отрицал генуэзское или венецианское происхождение кубачинцев, но считал справедливым предположение ученых и путешественников о европейском происхождении кубачинцев, полагая при этом, что переселение их на Кавказ совершилось в весьма древние времена, так как письменные источники упоминают о них в связи с историческими событиями VI в. н.э.
Широко распространенной версии европейского, а именно греческого и генуэзского происхождения кубачинцев придерживался выдающийся азербайджанский историк и поэт А.-К. Бакиханов (1794-1846). Германское происхождение кубачинцев отстаивал служивший на Кавказе В. Швецов: кубачинцы «считают себя выходцами из Аугсбурга… В разговоре этого племени сохранились еще некоторые немецкие слова».
Русский востоковед, филолог и историк акад. Б.А. Дорн (1805-1881), посетивший в 1861 г. Кубачи с научной целью, приводит широко распространенную в то время легенду о происхождении кубачинцев: один из правителей южного Дагестана еще до прихода сюда арабов выписал себе из Рума (Греции, вообще Западной Европы) колонию оружейных мастеров и поселил ее возле Дербента. Однажды у колонистов пропал красный бык. После долгих поисков его нашли в горах, на месте нынешнего расположения сел. Кубачи и привели домой. На второй и третий день исчезновение и водворение быка обратно повторилось, причем, каждый раз упрямое животное находили все на том же месте, где ныне находится Кубачи. Это было воспринято за небесное предзнаменование, и колонисты пересилились на место нахождения быка. Эту легенду с разницей в некоторых деталях приводят также в своих работах член Русского географического общества генерал А.В. Комаров, побывавший в 1881 г. в Кубачи, известный географ, археолог и этнограф акад. Д.П. Анучин, археолог граф А.С. Уваров, антрополог П.Ф. Свидерский и другие.
Версию о происхождении кубачинцев от древних кавказских албанов выдвинул посетивший в 80-х годах XIX в. сел Кубачи генерал Р.Ф. Эркет (1830-1900), командир одной из пехотных дивизий на Кавказе.
М. Алиханов-Аварский (1846-1907), сын одного из наибов имама Шамиля, ставший затем офицером русской армии, в комментариях к исторической хронике «Тарихи Дербенд-наме» считал кубачинцев потомками генуэзских выходцев, но полагал, что вопрос о происхождении жителей сел. Кубачи еще не решен. Выдающийся востоковед акад. В. В. Бартольд (1869-1930) предполагал, что «народ зирихгеран может быть иранского происхождения…, потомками которого считают кубачинцев».
Окружной врач Кайтаго-Табасаранского округа П.Ф. Свидерский, он же антрополог, побывавший в конце XIX в. в сел. Кубачи, был убежден, что кубачинцы действительно являются выходцами из Западной Европы. Он считал, что в тех антропологических данных, которые он собрал в сел. Кубачи, «можно найти красноречивые данные в пользу мнения о происхождении этой народности из великой семьи европейских народов, а именно из романской ее ветви». П.Ф. Свидерского подверг острой критике немецкий языковед и этнограф А.М. Дирр (1867-1930), который выяснил, что в языке кубачинцев «нет ни малейших признаков европейского происхождения, по типу они такие же франки, как все почти кавказцы».
Видный дагестанский ученый и поэт Г.-Э. Акадари (1834-1910), не соглашаясь с мнением о том, что кубачинцы — народ, пришедший из Франции, высказывался в том смысле, что жители сел Кубачи являются поселившимися здесь «группами неизвестного происхождения».
Советский языковед проф. Л.И. Жирков (1885-1963) допускал возможным сблизить самоназвание кубачинцев угьбуг с племенным названием албан, а кубачинский язык считал особым, самостоятельным языком.
Акад. И.А. Орбели (1887-1961), изучавший знаменитые средневековые кубачинские каменные рельефы и бронзовые котлы, в кубачинцах видел потомков одного из албанских племен, ушедших в древности из Закавказья в более защищенные от захватчиков горные области Кавказской Албалии — Кубачино-даргинское нагорье. Он полагал, что в самоназвании кубачинцев угьбуг сохранилось название своей страны Албании. Историк, членнкорр. АН СССР, проф. К.В. Тревер (1892-1974), разделяя эту точку зрения, предполагала, что не только в самоназвании кубачинцев сохранился термин «албан» в местном его произношении, но и своеобразный язык жителей аула восходит к албанскому языку.
В 1994 г. историк И.Г. Семенов реанимировал старую легенду о происхождении кубачинцев, выдвинув версию о принадлежности их предков к гуннам. В книге «История стран и народов Западного Прикаспия», изданной в Казани, он пишет, что предки кубачинцев первоначально жили в гуннском городе Варачане, отождествляемом с исследованным в 1960-1964 гг. дагестанскими археологами Урцекинским городищем, находящимся в 12 км западнее Избербаша. По мнению И.Г. Семенова, после разрушения арабами Варачана в начале VIII в. зирихгеранцы — предки современных кубачинцев — «переселились из приморья в неприступную гористую местность на месте современного сел. Кубачи».
В подлинно научное решение вопроса о происхождении кубачинцев большой вклад внес выдающийся этнограф-кавказовед Е. М. Шиллинг (1892-1953). В капитальной монографии «Кубачинцы и их культура» (М. — Л., 1949) на основе глубокого изучения материальной и духовной культуры, быта и общественного строя и т.д. он установил, что «кубачинцы представляют собой по существу группу или часть крупного дагестанского народа даргинцев».
Шиллинг справедливо писал, что «легенды самих кубачинцев и их соседей и домыслы Гербера, Бракеля, а вслед за ними и многих других о «франкском» (европейском) происхождении кубачинцев реальных оснований за собои не имеют». Вывод этот имел большое научное значение для дальнейшего изучения истории культуры и искусства кубачинцев, а также в углубленном исследовании вопроса их этногенеза.
Ценным вкладом не только в кавказское языкознание, но и в освещение проблемы происхождения кубачинцев является монография А. Магометова «Куба минский язык» (Тбилиси, 1963). Основательно изучив кубачинс-кий диалект даргинского языка (заглавие книги говорит о «ку4 бачинском языке», следуя’ут-^ вердившейся в науке традиции), автор приходит к обоснованное му выводу о том, что «лингвир-тические данные не позволяют? отрывать кубачинцев от других даргинцев. Кубачинцы по языку — это даргинцы (но никак не «франки» или генуэзцы) и вместе с ними составляют одну народность в общей семье генетически родственных дагестанских народностей».
Существенный вклад в освещение проблемы происхождения кубачинцев и всех народов Дагестана в целом внес проф. P.M. Магомедов, первым из исследователей поставивший эту проблему на научную основу. В его работах подчеркивается, что этногенез дагестанских народов нельзя рассматривать в отрыве от тех этногенетических процессов, которые происходили на всем Кавказе. Строго научный подход в решении вопросов этногенеза требует комплексного использования данных разных научных дисциплин — археологии, этнографии, антропологии, письменных источников, фольклора, языкознания и т.д. Весомый вклад в разработку разных аспектов этногенеза дагестанских народов внесли и другие дагестанские ученые-археологи, антропологи, этнографы, историки, лингвисты и представители других наук.
Всякого рода легенды и вымыслы о европейском происхождении кубачинцев не выдержали испытания временем. Ныне становится совершенно очевидным, что кубачинцы — не пришлые, а коренные, автохтонные жители Дагестана. Данные археологии, антропологии, этнографии, истории, языкознания и т.д. свидетельствуют о том, что этногенез кубачинцев тесно и непосредственно связан с происхождением даргинцев и других народов Дагестана, сложившихся в результате очень длительного исторического становления и развития, благодаря сложным этническим, экономическим и, возможно, каким-то миграционным процессам, хозяйственным и культурным взаимосвязям и т.д.
Подлинно научная разработка вопросов происхождения кубачинцев и других народов и этнических групп Дагестана приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда имеет место вульгаризация и фальсификация проблем этнической истории северокавказских, в том числе и дагестанских, народов, выразившиеся в появлении и широком распространении всякого рода псевдонаучных теорий и «открытий», направленных на чрезмерное приукрашивание и преувеличение исторической роли предков своих народов, их родства с прославленными народами древности (шумерами, египтянами, скифами, древними иранцами и т.д.), на «доказательство» превосходства своего народа над другими, высокого уровня развития его культуры и цивилизованности. Негативные процессы в изучении проблем этнической истории наносят большой вред не только исторической науке, призванной правдиво и объективно освещать прошлое того или иного народа, но и межэтническим взаимоотношениям в таком сложном полиэтническом регионе России, как Северный Кавказ, в особенности же Республика Дагестан.
*Карлсбад – город на юго-западе США; Аугсбург – город в Германии, близ Мюнхена. Оба города были центрами оружейного и ювелирного дела.
Поделиться
11 Июн 1997 г.
Похожие статьи
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье