Кубачи — это древность культуры

3
0

Поделиться

23 Авг 2001 г.

Широко известное селение оружейников и златокузнецов Кубачи является одним из древнейших населенных пунктов Дагестана. В раннем Средневековье благодаря своему географическому положению и экономическому развитию оно стало центром государственного (политического) образования Зирихгеран, сыгравшего важную роль в экономической, политической и культурной жизни Дагестана.
В исторических сочинениях сел.Кубачи упоминается в связи с событиями, относящимися к VI в. н.э., под персидским названием Зирихгеран, что означает кольчугоделатели, бронники. С XIV в. Зирихгеран получает тюркское название Кубачи с тем же смыслом слова.

В средневековых восточных письменных источниках и дагестанских исторических хрониках Зирихгеран фигурирует наряду с такими известными раннефеодальными государственными образованиями, как Лакз, Табасаран, Гумик, Серир, Филан, Шандан и другие. При этом под названием Зирихгеран подразумевается как столица, так и «царство» («владение») — государственное образование, включающее, кроме собственно сел.Кубачи и окружающих его небольших родовых поселков, еще ряд селений Кубачино-даргинского нагорья.

В XIV-XV веках в сел. Кубачи высокого уровня развития и совершенства достигли оружейное дело и различные отрасли художественногo ремесла. В это время в Кубачax были созданы выдающиеся произведения камнерезного искусства и художественного броневого литья, резьбы по дереву, которые и вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений — каменные рельефы — детали рхитектурного декора, литые бронзовые котлы и художественно-отделанное оружие, вывезенные в разное время из Кубачей, ныне хранятся в таких крупнейших отечественных и зарубежных музеях как Государственный Эрмитаж и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Оружейная палата московсковского Кремля, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряде других. Значительное количество их находится в республиканских музеях, Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале. Немало произведений искусства резьбы по камню и дереву художественного бронзового литья сохранилось в сел.Кубачи.

На средневековых каменных рельефах и литых бронзовых котлах, созданных в пору высокого экономического и культурного подъема сел.Кубачи, с незаурядным мастерством воспроизведены охоты, борьбы и состязания звериного гона, жертвоприношения, различные обрядные сцены местного быта и культуры, а также изображения птиц, реальных и фантастических животных — львов, барсов, кабанов, оленей, орлов, грифонов, драконов, единорогов, сирен и т.д., которые органично входили в репертуар образов «звериного стиля» Средневековья. Изображения эти, широко распространенные в архитектурном декоре и произведениях художественного ремесла Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси, нашли в средневековом искусстве Кубачи оригинальную художественно-стилистическую трактовку, композиционное решение и идейное осмысление. Вместе с изобразительными сюжетами различные виды орнамента (растительный, геометрический, ленточный, эпиграфический) придавали архитектурным сооружениям и произведениям прикладного искусства выразительность, нарядность и художественное совершенство.

С проникновением в Дагестан ислама и упрочением его позиций сел.Кубачи оказалось в сфере культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Кубачинцы перешли в ислам в конце XIII — самом начале XIV вв. Принятие кубачинцами ислама оказало огромное влияние на все сферы их духовной жизни и на развитие их искусства. Вместе с мусульманством в Кубачи проникла высокая и передовая в условиях Средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа, жесткие рамки религиозных канонов и правил направили творчество мастеров на разработку орнамента, который в эпоху Средневековья становится художественно совершенным, необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.

В это же время развернулось строительство зданий мусульманской культовой архитектуры — соборной и квартальных мечетей, мавзолеев, а также медресе, которые возводились лучшими народными зодчими. В начале XV в. в Кубачах было 7 мечетей — шесть квартальных и соборная Джума-мечеть. В 807 году хиджры = 1405 г. было открыто медресе — мусульманская школа высшего типа, где учились мутаалимы (учащиеся) как из этого селения, так и из других аулов. Начальное образование мутаалимы получали в примечетских школах-мактабах.

При Джума-мечети находилась библиотека, где были сосредоточены рукописные книги по арабскому языку и грамматике, лексикографии (словарная литература), логике, риторике, мусульманскому праву (фикх) и другим отраслям знаний, а также Коран и комментарии к нему (тафсиры), хадисы. Многие из ученых-арабистов, выходцев из сел. Кубачи, были известны не только за пределами это селения, но и Дагестана в целом.

В 897 г. х. = 1492 г. был изготовлен мастером Мухаммадом, сыном Хусейна великолепный деревянный мимбар для Джума-мечети, превосходно украшенный тонкой и богатой орнаментальной резьбой, арабскими надписями, а также инкрустацией из небольших кусков различных форм орехового дерева и слоновой кости. Частично сохранившийся мимбар ныне находится в музее Кубачинского художественного комбината. В XIII-XV веках были возведены не сохранившиеся до нас крупные архитектурные сооружения дворцового типа, принадлежащие органам местного самоуправления, так называемые «Хвала хъул-бе» (Большие дома), с превосходным мастерством отделанные многочисленными каменными рельефами, вероятно, и резным деревом. В это же время были построены крепостные стены вокруг селения и круглые в плане оборонительные башни, три из которых — Кунакла-кала, Акайла-кала, Гаджимурадкалла-кала стоят поныне, но переделанные уже в жилые дома.

Как и в странах Ближнего и Среднего Востока, в средневековом Кубачи одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия.

Арабскими надписями, исполненными художественно трактованными буквами в сочетании с растительным или другим видом орнамента, отделывали различные изделия — оружие, украшения, предметы из резного дерева, культовые и гражданские постройки. Очень широко использовались надписи из затейливой вязи арабских букв, обычно вплетенные в орнаментальные композиции.

Изысканной художественной отделке подвергали и рукописные книги по различным областям знаний. Книжная орнаментика составляла особый вид прикладного искусства. В XIV-XV вв. и позднее в Кубачи, как и во многих дагестанских селениях — в Акуша, Кумухе, Хунзахе, Согратле, Ихреке, Башлы, Эндери и других работали профессиональные катибы-переписчики рукописных книг, достигшие мастерства в арабской каллиграфии.

Наряду с профессиональными переписчиками книг в сел. Кубачи работали еще мастера художественной каллиграфии, выполнявшие узорно-эпиграфические композиции на мемориальных памятниках, а также архитектурно-декоративные работы.

Высокохудожественное ремесло и оружеййое дело являлись основой существенного экономического и культурного подъема Зирихгерана — Кубачи в XIV-XV вв., сделавшего его крупнейшим не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе художественным центром.

Как и во всем Дагестане, в сел. Кубачи в средние века арабский язык становится языком богослужения, науки, поэзии, делопроизводства и общения (частной и официальной переписки), активного обмена практическими знаниями и художественным опытом в области различных ремесел. В XIV-XV веках и позднее в Кубачи жили лица, владеющие, наряду с арабским, также персидским и тюркским языками. Характерно, что среди эпиграфических памятников Кубачи XIV-XV вв. наряду с арабскими надписями представлены еще памятники с персидскими надписями.

В отмеченное время в сел.Кубачи, как и в ряде населенных пунктов Дагестана, учеными арабистами делается попытка приспособить арабский алфавит к фонетическим особенностям местного языка, используя для этого дополнительные над — и подстрочные (диакритические) знаки. Такие попытки нашли отражение в эпиграфических памятниках XIV-XVI вв., а также в арабских рукописях.

Творчество мастеров Средневековья не было безымянным. До нас дошли имена некоторых из них: литейщики бронзовых котлов — Ахмед, сын Али (XII в.), Абу Бакр, сын Ахмеда (ХШ в.), Махмуд, сын Абу Бакра, Ахмед, сын Махмуда (XII-XIV вв.), резчики по камню — Абу Бакр (1-я пoл.XV в.) Рамазан, Чаъман (сер. XV в.) Джарак (XV в.), Ахмад (XV в.), резчик по дереву — Мухаммад, сын Хусейна (конец XV в.), катибы-переписчики рукописных книг, которые создавали произведения высокого каллиграфического искусства — Абу Бакр, сын Мухадая из Зирихгерани (cep.XIV в.), Юсуф ал-Кубаши (cep.XV в.), Абдурахман аз-Зирихгерани (конец XV в.), Али, сын Мухаммада аз-Зирихгерани.

Достигшее блестящего для своего времени расцвета искусство Кубачи XIV-XV вв. следует рассматривать как классическую эпоху кубачинского искусства, предопределявшую его будущее развитие и оставившую яркий и глубокий след не только в истории искусства Дагестана, но и в многоликой общечеловеческой художественной культуре Средневековья.

Развиваясь в широких взаимосвязях с искусством многих стран и народов, средневековое искусство Кубачи вобрало многое из художественных культур Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь само оно оказало значительное воздействие на искусство не только Дагестана, но и многих народов Кавказа и Ближнего Востока.

, раздел: История

Автор: Мисрихан Маммаев, доктор искусствоведения, ДНЦ РАН / Источник: "Дагестанская правда"
3
0

Поделиться

0

23 Авг 2001 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля