Каменные шедевры

4
0

Поделиться

01 Июл 2008 г.

Селение Кубачи издавна широко славится как крупный центр изготовления художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия и ювелирных изделий. Но в эпоху средневековья в этом селении, в особенности в XIII—XV вв., были созданы выдающиеся произведения искусства резьбы по камню, художественного бронзового литья, оружейного дела, резьбы по дереву, которые вошли в бесценное национальное культурное наследие всего Дагестана и в сокровищницу мировой художественной культуры.

Многие из этих произведений — каменные рельефы — детали архитектурного декора, литые бронзовые котлы и художественно отделанное оружие, вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в таких крупнейших отечественных и зарубежных музеях, как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Оружейная палата Московского Кремля, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Галерея искусств Фрир в Вашингтоне и ряде других. Значительное количество их находится в республиканских музеях — Дагестанском государственном историческом и архитектурном музее им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском государственном музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале.

Созданные в пору высокого экономического и культурного подъема средневекового селения Кубачи каменные рельефы украшали различные, не сохранившиеся (за исключением ныне полуразрушенной Джума-мечети) архитектурные сооружения — культовые постройки (квартальные и Джума мечети, медресе), жилые дома, а также общественные здания дворцового типа, т.н. «Хвала хъулбе» (Большие дома), в которых размещались члены высшего органа местного самоуправления «Чине», избираемого сельским джамаатом. Постройки «Хвала хъулбе» отличались своеобразием архитектурных форм и необычным богатством декоративной отделки фасадной каменной рельефной скульптурой.

На каменных рельефах с незаурядным мастерством воспроизведены сцены охоты, борьбы и состязаний, звериного гона, жертвоприношения, различные обрядные сцены местного быта и культуры, а также изображения птиц, реальных и фантастических животных — орлов, голубей, львов, барсов, волков, грифонов, драконов, сфинксов, единорогов, оленей, кабанов и т.д., которые органично входили в репертуар образов «звериного стиля» средневековья. Имея очень широкий ареал распространения и став популярными в архитектурном убранстве и декоре различных изделий художественного ремесла Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси и Крыма, сюжеты и образы «звериного стиля» нашли в средневековом искусстве Кубачи оригинальную художественно-стилистическую трактовку, композиционное решение и идейное (семантическое) переосмысление.
Характерной особенностью трактовки изображений животных и птиц на кубачин-ских рельефах ХШ-ХУ вв. является сочетание реалистических приемов их передачи со своеобразной декоративной стилизацией — путем орнаментальной проработки гривы, лопатки, крупа, крыла и других частей животного или птицы. Изобразительное и орнаментальное начала органично слиты воедино.

На многих рельефах изображения животных и птиц в единичных и многофигурных (многочастных) композициях даны в рамочном узорном обрамлении. Сами изображения людей, животных и птиц мастерски вписаны в заранее данную форму архитектурной детали — тимпана, колонки, арочки, четырехугольника или крупного орнаментального медальона. Они выполнены с учетом места их обозрения зрителем. Позы людей, животных и птиц, их движения во многих случаях подчинены не только формам архитектурной детали, но и обрамляющим их орнаментальным композициям.

В декоре тимпанов дверей и двухпроемных окон, как и в средневековом декоративном искусстве стран Ближнего Востока, наблюдается органическое соединение в единой композиции изобразительного сюжета, орнамента и художественно трактованного арабского письма, что было выражением эстетических представлений населения того времени, нашедших отражение в специальных «Трактатах» ХV-ХVI вв., посвященных каллиграфам, художникам и их искусству.

Важной составной частью системы средневекового архитектурного пластического декора выступали растительный, геометрический, ленточный, эпиграфический и зооморфный типы орнамента, отличавшиеся многообразием своих форм и композиционных построений.

Как и в странах Ближнего и Среднего Востока, в средневековом селении Кубачи и Дагестане в целом одним из распространенных видов художественного творчества являлась каллиграфия. Афоризмы, изречения из Корана, благопожелания, надписи исторического содержания, буквенный орнамент, изящно исполненные художественно трактованными арабскими буквами, украшали стены мечетей, медресе и минаретов, детали их интерьера (михраб, мимбар, двери). Очень широко использовались с большим мастерством декоративно проработанные арабские надписи, вплетенные в орнаментальные композиции и для украшения надмогильных памятников.

С проникновением ислама в Дагестан и упрочением его позиций сел. Кубачи оказалось в сфере культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Кубачинцы перешли в ислам в конце XIII — начале XIV в. Принятие кубачинцами ислама оказало огромное влияние на все сферы их духовной жизни и на развитие их искусства, в том числе архитектурного декора. Вместе с исламом в Кубачи проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока.

Использование в декоративных целях арабских надписей необычайно расширило художественно-выразительные средства в отделке произведений декоративно-прикладного искусства и различных по своему функциональному назначению архитектурных сооружений, в первую очередь культовых построек.

Арабо-мусульманская культура существенно обогатила традиционное искусство Кубачи. Она же определила на многие века путь исторического развития искусства Кубачи в общем русле развития художественной культуры и искусства стран мусульманского Востока.

В заключение хотел бы отметить, что в современных условиях возрождения ислама в республике, развернувшегося строительства мечетей, минаретов, медресе, а также жилых домов, театров, кафе, ресторанов, банкетных залов и т.д. представляются широкие возможности творческого использования богатого опыта мастеров архитектурно-декоративных работ прошлого (не только Кубачи, но и других населенных пунктов) в художественной отделке этих сооружений, что придало бы им дагестанский национальный колорит. Именно декоративное убранство различных по своему функциональному назначению зданий в значительной степени определяет их национально-этническое своеобразие.


Автор: Мисрихан Маммаев, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. / Источник: Журнал "Бизнес-Успех", № 3
4
0

Поделиться

0

01 Июл 2008 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля