Крепость загадок

0

Поделиться

06 Авг 1997 г.

Приглашение солидного ученого-арабиста Амри Рзаевича Шихсаидова, только что вернувшегося с Международного конгресса востоковедов в Будапеште, посмотреть древнюю крепость Кала-Корейш, основанную арабами приблизительно в IX веке -тысячу лет назад, очень обрадовало меня. Тем более, что руководит экспедицией не менее именитый ученый, о работе которого не раз писала «Дагестанская правда», Мурад Гаджиевич Магомедов, большой специалист по памятникам старины.

Загрузившись в кузов нашей машины вместе с продуктами, мы с Амри Рзаевичем и несколькими членами экспедиции внутренне подготовились к долгой и трудной дороге. К счастью Ира и Ася из Республиканского центра охраны памятников и студент исторического – Гаджимурад оказались веселыми, компанейскими ребятами, их рассказы и веселый смех сократили дорогу, по крайней мере, вдвое.

Наш пункт назначения — палаточный лагерь в ложбине у реки — находился далеко внизу в получасе спуска пешком от селения Дибгалик, что недалеко от райцентра Дахадаевского района Уркараха. Лагерь со всех сторон окружен высокими склонами, так что солнце добиралось до палаток только к десяти часам утра и после пяти исчезало за противоположной горой. На самом ближайшем высоком северном склоне виднелись остатки крепости. Из лагеря очень хорошо обозревалась серпантинная дорога в Дибгалик, как оказалось – уцмийская дорога, специально выложенная для колесного транспорта и укрепленная подпорными стенами, высота в которых в некоторых местах достигает шести-восьми метров. Трудно представить, сколько труда, упорства и храбрости нужно было иметь, чтобы так методично строить дороги над пропастью. Вообще, система уцмийских дорог развита в трех направлениях от крепости. Раньше была связь еще с Кубачами и Маджалисом. И если бы была прямая дорога из Маджалиса, не пришлось бы нам делать крюк через райцентр.

Расположенный на вершине горы к юго-востоку от Дибгалика памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами. Единственный подступ к селению — узкий перешеек на гребне. Стратегически более чем удачное расположение крепости. Доподлинно неизвестно было ли заселено это место до прихода арабов. Не нужно забывать, что, насаждая ислам огнем и мечом, тысячу лет назад они пришли во враждебный для них мир, и выбор места как нельзя лучше отвечает оборонительной цели. Возникновение ставок арабов вокруг Дербента и дальше в глубь гор связано с именем военачальника Абдулмуслима, известного еще под именем Масламы. А строительство крепости, скорее всего, начал правитель Амиргамза. Он и положил началo династии кайтагских уцмиев. В разное время уцмийство это достигало пределов современных Каякентского, Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков.

Последние жители столицы некогда процветавшего уцмийства были успешно выселены в 1944 году в Чечню. Потом многие из них вернулись в Дагестан, осели в Маджалисе, Мамедкале. Говорят, в 70-х годах здесь жили один мужчина и две женщины.

Сейчас в Кала-Корейше все заросло крапивой, окрестные жители поснимали с домов весь пригодный в строительстве материал. Унесли балки даже с удивительно красивой мечети, в результате чего полностью уничтожена изумительная стуковая отделка, поражавшая совершенством декоративных мотивов. Свою лепту внесли и реставраторы, снявшие алебастровые плитки со стен. Дверь мечети теперь хранится в краеведческом музее Махачкалы.
Три года назад ребята из первой университетской экспедиции полностью расчистили мечеть от щебенки, аккуратно сложили оставшиеся камни, фрагменты массивных каменных колонн. Сейчас поверх михрабной ниши спокойно можно обозревать окрестности, разрушенная стена едва достигает высоты полутора метров. Зато напротив михраба у входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев с четкой надписью, из которой ясны все достоинства и мудрость покойного. Возле мечети также сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами, написанными цветущим куфи /одна из более поздних разновидностей арабского письма/.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками, которые приходят сюда аж из Сергокалы для зиярата. Вообще в Кала-Корейше, который рястянулся на полкилометра, много почитаемых мест. Определить их нетрудно по завязанным лоскуткам, оставленным побывавшими здесь людьми. И много легенд, связанных с ними.

У входа в крепость встречают небольшой, выложенный из камня курган и деревце, обвешанное платками и кусочками материи. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и, осмотрев все подступы, сообщил своим соплеменникам, как лучше попасть в крепость. В час, когда все мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку и, кто знает, может быть, и захватили бы главный стратегический пункт, но на свою беду встретили девушку на лошади с собакой. В этот час она ежедневно выходила к роднику за водой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но погибла мученической смертью. Никто не знает, где она похоронена, но место, где похоронена девушка с лошадью и собакой считается священным.

В селе сохранилось множество жилых кварталов. Самые крупные постройки расположились вокруг мечети, к которой в XVIII веке было пристроено медресе. Более бедные однокамерные дома ютятся по окраинам и на скалах над самой пропастью.

Интересную находку сделали в прошлом году студенты-историки. На северо-западном холме за селом обнаружен целый ряд захоронений, отмеченных каменными саркофагами. Они были занесены землей, и только самый крайний виднелся сбоку холма. Существует мнение, что саркофаги ставились в определенных случаях: особо отличившимся при жизни, мученикам за веру и т.д. Они появляются в IX-X веках.

Здесь, несомненно, смешение местных языческих традиций захоронения и принесенных арабами-курейшитами. Самые ранние из обнаруженных в этом захоронении саркофаги, на которых удалось прочитать надпись, относятся к одиннадцатому веку — это именные надгробия двух малолетних братьев. Есть более поздние – XIII-XIV веков. Камни вытесывались из местной скальной породы здесь же на склоне горы в каменотесной «мастерской», чуть выше от которой на плоской площадке, по-видимому, находились зернохранилище и, возможно, ток, где подрабатывали зерно.

По основным вершинам вокруг крепости когда-то была система сторожевых сигнальных башен: в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. Развалины одной из них можно еще увидеть. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались даже быстрее, чем по современному телеграфу.

У подножия горы к востоку от Кала-Корейша сохранились остатки караван-сарая XIV-XV веков, сооружения нетрадиционного для Дагестана, где развито куначество, на берегу речки Буган еще видны остатки старинных мельниц.

У северного склона горы у речки много родников, где вода холодная и целебная. Один из них и по сей день зовется уцмийским. Говорят, вода из этого родника — самая лучшая. По берегу реки построена молельня с арочным входом и арочный родник.

Мурад Гаджиевич и Амри Рзаевич, руководящие археологической экспедицией, считают, что самое решающее значение для понятия Кала-Корейша имеет могильник. По надписям и конструкции саркофагов можно предполагать, когда крепость сложилась. Но на вопрос, жили ли здесь люди до IX века, можно ответить, лишь заложив небольшой раскоп в центре селения. По только им известным хитрым приметам археологи могут определять следы древней жизни, и для этого необязательны черепки глиняной посуды, обглоданные кости или каменные скребки /хотя желательны/. Но, чтобы провести такие несложные раскопки, опять-таки нужны средства.

В этом году в экспедицию из 80 студентов исторического факультета записалось две группы человек по 20. В течение двух недель каждая группа работала на раскопках практически бесплатно. Ректор ДГУ О.А.Омаров находит средства для снаряжения и питания экспедиции. Но по 11 тысяч в день — не так уж и много, чтобы накормить ребят, которые по полдня работают лопатами.

Действительно, каждое утро после, между прочим, вкусного завтрака ребята-студенты вместе с Мурадом Гаджиевичем и Амри Рзаевичем поднимались в крепость. Дорога занимает минут 30-40. В это время внизу девушки под руководством аспирантки и работника университетского музея Патимат Джамалутдиновой хлопотали по хозяйству, готовя обед. Девушек всегда мало в экспедиции, и их помощь нужна в последний момент раскопок для тонкой расчистки. Но в основном, конечно, они заботятся о питании.

Патимат — «старожил» эксцедиций, она приезжает сюда уже третий год и здорово помогает руководителям в организации поездки: и о посуде надо подумать, и палатки выбрать, раскладушки, спальные мешки. Все это очень старое и к тому же чужое. У факультета нет своего снаряжения. Помню, когда ночью пошел дождь, в нашей палатке наступила осень — в течение нескольких часов через «крышу» палатки моросило. Наши мешки остались относительно сухими только благодаря брезентовым чехлам. Но все эти неудобства нисколько не пугают студентов. Не слышно было ни разу нытья или возмущения, даже когда нескольким ребятам из-за нашего приезда пришлось освободить палатку и спать под открытым небом. Приятно было увидеть таких дружных, веселых ребят, которые не отлынивали от работы. Мальчики ходили на родник за водой, как только их об этом просили. «А ведь в первый раз, — вспоминает Патимат Джамалутдинова, — с большим трудом уговорили 15 студентов поехать на разведку в Кала-Корейш». Теперь в университете сложилась традиция — каждая экспедиция выпускает стенгазету «Кала-Корейш». А студенты — четверокурсники Мурад Гаджимурадов и Ахмед Курбанов — уже коренные калакорейшцы, они не пропустили ни одной поездки. Говорят, что после такой практики у студентов происходит позитивный психологический надлом и коренным образом меняется отношение к учебе.

Если рисовать объективную картину, нельзя не отметить красоту и богатство местной природы. По моим наблюдениям, если заниматься заготовками все лето, то можно спокойно, полноценно питаясь, прожить зиму: от ягод и трав до орехов — все здесь есть, а если еще держать какую-нибудь животину и разбить огородик…

Кстати, в один из наших подъемов в крепость она оказалась не такой уж необитаемой. Встретили мы здесь женщину с мальчиком. Как выяснилось, ее предки веками жили в Кала-Корейше. Айшат Кадырова родилась в Чечне, сейчас живет в Мамедкале и преподает в знаменитой художественной школе. Привезла сына Амирхана на пленэр — надеется, что мальчик поступит в этом году в художественное училище и продолжит творческую традицию семьи, происходящей из старинного рода Амирхановых, выходцы которого были образованными людьми, занимали хорошее положение в обществе, и уже в советские времена многие были судьями, бухгалтерами, управленцами. Амирхан хорошо ориентировался в кварталах некогда цветущего селения /скорее, города/. «Вот это дом моей бабушки по материнской линии, а это — по отцовской, вот здесь жили отец и дед моей мамы, а здесь родители папы», — говорит он.

К сожалению, от домов уже мало что осталось. Говорят, внезапное переселение на землю чеченцев заставило людей, спешно собираясь, взять только самое необходимое, но за последовавшие полвека люди, побывавшие здесь в разное время, основательно обследовали каждый уголок и «приватизировали» все, что можно. И сейчас в развалинах каждого дома можно увидеть ниши, которые, возможно, служили когда-то тайничками. Один предприимчивый местный житель уверял ребят, что нашел в крепости старую кольчугу и предлагал купить ее.

Единственный целый однокомнатный домик, в котором остановилась Айшат с сыном, был восстановлен ее дядей, которого знают здесь все по имени — Омар. Пожилой мужчина с большой бородой и крупными глазами добровольно приехал в Кала-Корейш в качестве сторожа. Он собирает все свидетельства старины и так же, как и ученые, мечтает о том времени, когда крепость будет отреставрирована. Омар рассказывал, что ежедневно ведет записи и хочет когда-нибудь издать свою книгу. Тем временем уже подготовлена к изданию одна книга М.Г.Магомедова и А.Р.Шихсаидова «Крепость курейшитов в Дагестане». В ней, к тому же, множество иллюстраций, в том числе уже успевших почти исчезнуть за несколько десятилетий памятников.

Вообще Кала-Корейш волнует очень многие умы, хотя бы вскользь кто только его не упоминал. Но, по словам Мурада Гаджиевича, все особенно сосредоточены лишь на саркофагах. Бесспорно, это достойное внимания и, можно сказать, уникальное явление, но в целом вся крепость требует изучения и реставрации. Особенно мечеть, которая, уверяют, по мастерству внутренней отделки не уступала самым знаменитым культовым сооружениям.
И раз уж это место притягивает паломников, хорошо было бы создать для них условия. Эта идея заинтересовала молодого главу районной администрации, который считает вопросы духовности и веры очень важными. Был даже разработан проект строительства дороги к Кала-Корейшу, а возможно и электрификации, но пока на это не хватает денег.

Ведутся раскопки и исследования, пишутся книги, есть несколько правительственных постановлений, но нет средств на реставрацию. Остается только ждать помощи из федерального центра. Хотя в частных беседах многие должностные лица и общественные деятели обещают содействие и поддержку, но чаще всего дальше слов это не идет. И куда искреннее выглядят местные жители дибгалинцы, уркарахцы, которые, предлагая посильную помощь, всегда готовы поддержать неутомимых археологов продуктами питания, всегда помогут с транспортом, встретят и проводят до лагеря, взяв на себя тяжелую поклажу.

Поистине, гостеприимство в этих краях не утрачено, люди очень душевные, хлебосольные и очень трудолюбивые и любознательные. Они настолько интересовались всем, в том числе и происхождением своего села Дибгалик, который, по одной из версий, был выселками /не в обиду дибгалинцам/, что Амри Рзаевич пообещал следующую экспедицию снарядить в это село и изучить все надписи и памятники, оставшиеся с древних времен.

, раздел: Статьи

Автор: Светлана Шило / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

06 Авг 1997 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Дахадаевский район: легенды и предания

    В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...

    Фев 2019 г.

  • Легенда крепости Кала-Корейш

    С крепостью Кала-Корейш связана красивая и печальная легенда. Рассказывают, что враги решили пробраться в село, когда все местные мужчины...

    Ноя 2018 г.

  • Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VII/XII: Даргистан. Кала-Корейш

    В кроличью нору Этим же утром наш с Леной экипаж остался в одиночестве. Наши волгодонские спутники решили продолжить путешествие...

    Окт 2018 г.

  • Одно воспоминание…

    – Не иссохнет родник в ауле, пока в нем живет хотя бы один человек, – сказал мне однажды дедушка. Тогда я не придала значения этим словам, но...

    Сен 2018 г.

  • Мечеть Кала-Корейша

    Мечеть Кала-Корейша — одно из древнейших мусульманских сооружений Дагестана. Она расположена в центральной, наиболее возвышенной части...

    Дек 2017 г.

  • Хранитель древностей

    Магомед Рамазанов, смотритель музея Кала-Корейш – о том, как черти костер палили, как соседей встречали, и о спрессованном времени: – Уже...

    Дек 2017 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля