Хореографические традиции района

4
0

Поделиться

01 Янв 2004 г.

Глубоко традиционная культура даргинцев нашла свое яркое отражение в таком выразительном виде искусства, как хореография. Составляя определенный пласт глубоко самобытного и древнего искусства танца Дагестана, она, вместе с тем, обладает своим четким и неповторимым обликом. Это делает ее привлекательной для сцены и несомненно для искусствоведения.

Танцевальная культура даргинцев далеко неоднородна. Несмотря на единые некогда истоки происхождения основных форм, она со временем приобрела новые черты в исполнительских стилях и жанрах. И в этой связи надо особенно выделить хореографическое искусство Дахадаевского района как средоточие наиболее интересных и оригинальных форм.

Как известно, танцевальное искусство всегда развивается на фоне сельских празднеств и занимает едва ли не первое место в свадебном церемониале. Танец всегда был тесно связан с такими видами народного творчества, как фольклор, музыка, изобразительное искусство и др. И в хореографическом наследии названного района хорошо отражены связи с разными жанрами фольклора. Кроме того танец данного ареала интересен не только по своим чисто выразительным свойствам. Здесь по-особому преломились различные явления природы, запечатлелись отдельные стороны комических, сатирических и героических персонажей народных действ и средневековых представлений. Не будет преувеличением считать, что именно здесь сохранились наидревнейшие формы хореографии. Это прослеживается и в композиционном строе отдельных танцев и в выразительной лексике. Изучение танцевальной культуры Кубачинско-Даргинского нагорья выявило существование в данном ареале своеобразных ее типов. Они несут в себе черты достаточно яркой архаики.

Если рассмотреть весь Дахадаевский район по степени популярности того или иного типа танца, то можно выявить довольно любопытную и сложную картину. В северной, центральной и юго-восточной частях района в селениях Харбук, Кища, Дейбук, Меусиша, Уркарах, Кубачи популярны парные танцы. В западной же части района в селениях Хуршни, Мирзаты. Сирга, Гуладты, Ашты, Карбачимахи и др. сконцентрированы наиболее старые, групповые и массовые пляски. Причем, в основе своей похожие танцы сильно отличаются как по стилю и манере, так и по исполнительскому мастерству.

Ярким примером массовых хороводных танцев является старинный игровой танец «хула-ГIяяр», исполняющийся под конец свадьбы или празднества (Хуршни, Сирга, Мирзита). О нем имеются сведения в путевых заметках академика Н. Анучина (XIX век). Он писал о празднестве на большом лугу Сютвучи-муза, на котором собиралось до четырехсот человек.

Весьма колоритны свадьбы селении Кища, Дейбук, Харбук, Меусиша. Здесь сохраняют дух и традиции прошлого, передавая старинные танцевальные приемы и выразительную лексику новым поколениям.

Особо изысканной пластикой отличаются своеобразные парные танцы с. Кубачи. Пожалуй, нет нигде таких изящных позиций рук в женских горских танцах, как у кубачинок. Это также мягкая и легкая поступь, выразительно красивые положения корпуса и рук у обоих партнеров.

Самобытны парные танцы селений Ашты и Амузги. Здесь явно видны следы некогда красноречивых и понятных народу культовых действ.

Нельзя не обратить внимания и на танец четверок «авла-делхъ», совершенно оригинальный по структуре. Разворот в линию и собирание в тесную группу танцующих любопытно тем, что некогда это могло иметь магическое значение, ныне утраченное. Жители Карбачи-махи, где удалось увидеть этот игровой танец, уверяли, что молодые парни в пылу азарта могли пройти танцем по коньку крыши.

Но особенным и неповторимым колоритом отличается действо старинного селения Ицари, перекликающееся с известным в прошлом «шахским» действом селения Кубачи — «гулалла-ак-букна». Ицаринское действо обладает глубокой сатирой и юмором и исполняется в явно театральном ключе. Это свидетельствует о том, что в далеком средневековье в Дагестане разыгрывались всевозможные мистерии, равноценные лучшим европейским. Элементы этих действ были запечатлены в каменных рельефах XIV века с. Кубачи. Здесь явно прослеживается танцевальный момент представления: плясун на рельефе явно находится в позе присядки.

Дахадаевский район интересен для изучения и фиксации пока еще живых или частично утраченных форм, которые отличаются большим разнообразием пластики и исполнительской техники. Именно такие ареалы бытования древних форм хореографии делают искусство танца Дагестана ярким и неповторимым.


Автор: Алла Умаханова, старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Дагестана / Источник: журнал "Возрождение", № 10
4
0

Поделиться

0

01 Янв 2004 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля