Дахадаевский район
Поделиться
01 Янв 2004 г.
Танцевальная культура даргинцев далеко неоднородна. Несмотря на единые некогда истоки происхождения основных форм, она со временем приобрела новые черты в исполнительских стилях и жанрах. И в этой связи надо особенно выделить хореографическое искусство Дахадаевского района как средоточие наиболее интересных и оригинальных форм.
Как известно, танцевальное искусство всегда развивается на фоне сельских празднеств и занимает едва ли не первое место в свадебном церемониале. Танец всегда был тесно связан с такими видами народного творчества, как фольклор, музыка, изобразительное искусство и др. И в хореографическом наследии названного района хорошо отражены связи с разными жанрами фольклора. Кроме того танец данного ареала интересен не только по своим чисто выразительным свойствам. Здесь по-особому преломились различные явления природы, запечатлелись отдельные стороны комических, сатирических и героических персонажей народных действ и средневековых представлений. Не будет преувеличением считать, что именно здесь сохранились наидревнейшие формы хореографии. Это прослеживается и в композиционном строе отдельных танцев и в выразительной лексике. Изучение танцевальной культуры Кубачинско-Даргинского нагорья выявило существование в данном ареале своеобразных ее типов. Они несут в себе черты достаточно яркой архаики.
Если рассмотреть весь Дахадаевский район по степени популярности того или иного типа танца, то можно выявить довольно любопытную и сложную картину. В северной, центральной и юго-восточной частях района в селениях Харбук, Кища, Дейбук, Меусиша, Уркарах, Кубачи популярны парные танцы. В западной же части района в селениях Хуршни, Мирзаты. Сирга, Гуладты, Ашты, Карбачимахи и др. сконцентрированы наиболее старые, групповые и массовые пляски. Причем, в основе своей похожие танцы сильно отличаются как по стилю и манере, так и по исполнительскому мастерству.
Ярким примером массовых хороводных танцев является старинный игровой танец «хула-ГIяяр», исполняющийся под конец свадьбы или празднества (Хуршни, Сирга, Мирзита). О нем имеются сведения в путевых заметках академика Н. Анучина (XIX век). Он писал о празднестве на большом лугу Сютвучи-муза, на котором собиралось до четырехсот человек.
Весьма колоритны свадьбы селении Кища, Дейбук, Харбук, Меусиша. Здесь сохраняют дух и традиции прошлого, передавая старинные танцевальные приемы и выразительную лексику новым поколениям.
Особо изысканной пластикой отличаются своеобразные парные танцы с. Кубачи. Пожалуй, нет нигде таких изящных позиций рук в женских горских танцах, как у кубачинок. Это также мягкая и легкая поступь, выразительно красивые положения корпуса и рук у обоих партнеров.
Самобытны парные танцы селений Ашты и Амузги. Здесь явно видны следы некогда красноречивых и понятных народу культовых действ.
Нельзя не обратить внимания и на танец четверок «авла-делхъ», совершенно оригинальный по структуре. Разворот в линию и собирание в тесную группу танцующих любопытно тем, что некогда это могло иметь магическое значение, ныне утраченное. Жители Карбачи-махи, где удалось увидеть этот игровой танец, уверяли, что молодые парни в пылу азарта могли пройти танцем по коньку крыши.
Но особенным и неповторимым колоритом отличается действо старинного селения Ицари, перекликающееся с известным в прошлом «шахским» действом селения Кубачи — «гулалла-ак-букна». Ицаринское действо обладает глубокой сатирой и юмором и исполняется в явно театральном ключе. Это свидетельствует о том, что в далеком средневековье в Дагестане разыгрывались всевозможные мистерии, равноценные лучшим европейским. Элементы этих действ были запечатлены в каменных рельефах XIV века с. Кубачи. Здесь явно прослеживается танцевальный момент представления: плясун на рельефе явно находится в позе присядки.
Дахадаевский район интересен для изучения и фиксации пока еще живых или частично утраченных форм, которые отличаются большим разнообразием пластики и исполнительской техники. Именно такие ареалы бытования древних форм хореографии делают искусство танца Дагестана ярким и неповторимым.
Поделиться
01 Янв 2004 г.
Похожие статьи
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
Эту фотографию мы обнаружили в потрепанном фотоальбоме завуча Кищинской средней школы №2 Дахадаевского района Магомеда Ахмедова. (Ныне...
Мар 2019 г.
Селение Амузги расположено в 4-5 км юго-западнее села Кубачи. Прийти сюда на закате оказалось символично и пронзительно болезненно. Солнечные...
Фев 2019 г.
Комментарии к статье