Хелетури - куда пойти и где отдохнуть. Туризм в Хелетури.

Аул наш носит название Хелетури. По преданию это связана с именем первого поселенца данной местности Халила, что значит Халилова скала.

В настоящее время в Хелетури три кладбища и самая древняя надгробная плита имеет 1772 год от рождества Христова. Но в тоже время, в восточной части села, там, где целый квартал, находим могильники давнего происхождения, но нет надмогильных плит и это доказывает давность этих могильников. Все найденные могильников были захоронения правым боком к земле, головой на запад, лицом на юг в каменном ящике или в нише обычные мусульманские захоронения без утвари. Тела в захоронениях  были в саванах из сугура, а одно захоронение, найденное во время строительства избы Абакаргаджиева Магомеда, было в саване из парчи. Это доказывает, что обмен в Хелетури существовал в давние времена, т. к. Хелетуринцы, по нашим соображениям, в то время  не умели ткать ничего кроме сугура . Кроме того были знатные сельчане: такой материал по карману только состоятельным людям.

Но нашли один могильник с непонятным захоронением: большая цепь на шее с крестом. Это было где-то в 1954 году во время строительства избы покойного Магомедова Гази.Я, ученик пятого класса, был очевидцем найденного. Наш сосед Абдуллаев Сайгидгусен объяснил Гази это так: до появления ислама  у нас в этой местности жили иноверцы, то есть жили другие племена с другой верой, но они исчезли, не знаем по каким причинам, а Сайгидгусейн объяснил Гази это так: до появления ислама у нас в этой местности жили иноверцы, то есть жили другие племена с другой верой,  но они исчезли, не знаем по каким причинам, А Сайгидгусейн хрошо знал историю – был хорошим алимом. Это все было, наверное, до основания нынешнего села первопроходцем Халилом, а он был мусульманином. Об этом мы окажем в дальнейшем изложении истории села.

По преданию аул был основан недалеко от местечка «Х1орданах», что значит за прудом. Оно с запада и с юга защищено скалами, а восток и север видны как на ладони, так как устраивали опасные набеги, для сгона скота, воинственные племена бегулал. Доказательством тому является, что в нескольких километрах севернее села находится местечко «Багвал ч1вараб бакълъи» (склон, где умерщвили багулал). По преданию , на этом месте при преследований были настигнуты, организовавшие набег племена багулал и были истреблены. Но в тоже время есть и следующая версия: багулал ездили засолью в Кванхидатли и по дороге  в том же местечке их ожидали с целью ограбления, представители других племен и были убиты. По преданию, также набеги совершали горские племена из Чечни – буртиял.

Об образовании села сохранилось следующее сказание: выше названный Халил и его брат Али: пришельцы из Хунзаха, из рода «Х1ашт1их» переселились в наши края. Род Хаштихов – древний Хунзахский род. Представитель этого рода Хаштихил, Иса  был предводителем  войск при Умма – Хане (Об этом сказано в исследований М – С. К. Умаханова «О социальной борьбе в союзах сельских обществ Дагестана в 17 веке). Они были по видимому охотниками, дошедшие до Цолотлинских гор и увидели лесистые и очень красивые места, облюбовали нынешнюю нашу местность, охотясь дошли до месторасположения нынешнего села. Нашли этот район безлюдным и дичи здесь много было, а в Хунзахе, наверное, многие места были освоены и переселены. Вернулись в Хунзах и с семьями обратно тронулись в наши края. Как и было выше указано, оба брата были уже мусульманами , а в Хунзахе как мы знаем ислам утвердился окончательно в конце 13 века и в начале 14 в, все более и более подвергая своему влиянию соседние земли («Ислам в средневековом Дагестане» - Шихсаидов). Они были поданными Хунзахского хана и получили добро от него на освоение новых земель. Корни села уходят примерно к рубежам 14и15 веков. И есть одна дата, подтверждающая эту версию. Хунзахский Ибрагимхан стремился присвоить лучшие пастбища и земли каратинцев. На приграничных с каратинцами землях, вдали от Хунзаха поселялись люди с хунзахским языком. Это были передовые посты Хунзахских ханов, задачей которых была охрана, захваченных ханами территорий. В Местерух, Цлода, Ингердах, Алак, Хелетури хунзахский язык. Если взять, что Ибрагимхана Андуника. К этому времени в Хелетури была сложившаяся община. Из – за того, что в Хелетури и Алак находтлись между различными обществами по языку и им, наверное, приходилось бороться с врагами в одиночку и в особенности беречь себя от притязаний Хунзахских  ханов, в дальнейшем им пришлось слиться с более сильным Каратинским обществом. В Карата сохранилось предание о совместной борьбе против Хунзахского Ибрагимхана во второй половине 15 века, который, часто совершал нападения Каратинское общество. Ибрагимхан стремился присвоить лучшие пастбища и земли Каратинцев. Но их общество было сильным, сплоченным и все время давало отпор хунзахским ханам, в этой совместной борьбе принимали участие хелетуринцы. Об этом пишет Р.М. Магомедов в книге «Дагестан. Исторические этюды». «Через некоторое время небольшие отряды стали прближаться и из Арчо, и из Хелетури, и из верхнего Инхело». Если, например, Цолода, Ботлих, ахвахцы платили дань хунзахским ханам, то Каратинское общество платило дань никому, значит оно было сильным самостоятельным обществом.

Выбрали они себе место между нынешними селами Алак и Хелетури. Здесь было редколесье, а вокруг этого места были густой лес, болота и кустарники. Первоначально, наверное. Они жили в шалашах из шкур зверей. По каким причинам мы не можем себе представить, но  почему – то братья разошлись.

 Халил остался жить на прежнем месте, а Али прибрался еще выше и основал село Алак.

Место, где первый период был, аул называется «Кьурубалъ», что значит в скалах. Это доказывает и остатки развалин, сохранившиеся до сего дня и каменные фундаменты жилищ, но и поля за этим местом называются «Росданахъ», что значит за селом. Недалеко от этого места, где по преданию был аул, находилось большая башня – Си. Башня служила местом наблюдения и убежищем при опасностях. Это доказывает и то, что местность за башней называется «Сивуданахъ» ( за башней), хотя от этой башни мало что сохранилось. Там же и в настоящее время находится и пруд. Вот это место, где первоначально находился аул полностью невозможно было обозреть. Со временем опасность видимо усилилась и аул был построен на наиболее удобном «Гох1да» (на холме). Во время раскопки ямы для линий 

электропередачи в 1967 году возле дома Жамалова Газимагомеда найдена костянка (наверное рукоятка ножа) с выгравированной датой 1175 год по хиджри, т. е. 1760 год от Р. Х. Она была найдена на глубине одного метра. Значит, еще до строительства нынешних домов здесь были жилища. Возраст находки – 242 года. 

Необходимость защиты от врагов заставила сельчан строить село в недоступных врагу местах, причем с сигнальными постами. Доказательством  тому является, найденные от кострища угольки в глубине полутора метра в местечке «Айшат йортараб бак1». По рассказам старожилов  здесь находилась предупредительная сигнальная башня, возвещавшая соседних сел об опасности. Наверное такая договоренность была между селами Анчик, Алак, Хелетури и т. д. Это самая старая часть села Хелетури, где сохранились десяток домов, там же возле дома Сагитова Шамсулы находилось наша первая мечеть. В противовесе старому месту расположения аула, новое место можно было обозреть со всех сторон. Кроме того со всех сторон было защищено скалистым поясом.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля