Бурка – дом на плече

0

Поделиться

01 Апр 2009 г.

История не сохранила имени древнего создателя бурки, но этот вид одежды оказался настолько удачным, что за свою долгую жизнь не претерпел никаких изменений и сохранился до наших дней.

Кто хоть раз не ночевал в горах в дождливую ночь,
укутавшись в бурку, тот не испытал настоящей сладости жизни.
Аварская пословица

Костюм горца

Без бурки, хотя бы самой дешевой разновидности, не обходился ни один горец, укрываясь ею от холода, ветра, дождя и зноя, без бурки ни один горец не отправлялся в дальний путь. Для дагестанцев бурка является символом мужественности. По всему Кавказу и на Дону огромным спросом пользовались андийские бурки. Андийская бурка — это высококачественное изделие с длинным ворсом и тонкой основой, изготовленное из шерсти андийской породы овец. Андийская бурка была престижным одеянием, ее одевали высшая знать и даже императоры России.

А.И. Барятинский

До сих пор в Дагестане сохранился обычай дарить бурку, как памятный подарок дорогому гостю, гостю столицы, республики, зарубежному гостю.
Широко известны автопортреты А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, где они запечатлены в традиционной кавказской бурке. А.С. Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности».

М.Ю.Лермонтов в своих воспоминаниях пишет: «…бурка, прославленная Пушкиным, Бестужевым, Марлинским и портретом Ермолова, не сходит с его (горца — Р.И.) плеча, он и спит на ней, и покрывает ею лошадь, он пускается на разные хитрости и пронырства, чтобы достать настоящую андийскую бурку, особенно белую с черной каймой внизу…»

Так и остался в памяти людей, одетым в бурку и скачущим на коне герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев.
«В бурке андийской скакал впереди
Молнией белой Чапай.
Бурка Чапаеву силы дала,
Пулю не раз от него отвела.
Бурка была и нежна и тепла,
Бурка легка и надежна была.
В бурках андийских сражались полки,
Бурку завидев, смущались враги», — пишет Фазу Алиева.
Много произведений, посвященных бурке и у Расула Гамзатова:
«В горах дагестанских джигиты бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней».

В одном из своих стихотворений он так пишет о бурке, которую вручает Фиделю Кастро от имени дагестанского народа:
«Не готовил я речи на тему
Бескорыстной и верной любви,
Лучше бурку, Фидель, я надену
На широкие плечи твои.
У нее красота не твоя ли,
Погляди бородач, погляди!
Руки женщины горской сваляли
Эту бурку в ауле Анди»

Расул Гамзатов с супругой Патимат

Бурочное производство — наиболее трудоемкое, сложное и продолжительное из всех видов войлочных производств. Бурочное производство андийцев, в отличие от способов других народов Дагестана и Северного Кавказа, состояло из 15 процессов, каждый из которых имел самостоятельное значение: мойка шерсти, сушка, сортировка, рыхление руками, расчесывание на гребне, взбивание шерсти «лучком», укладка на подстилку, уваливание, сушка, вычесывание ворса, покраска, мойка войлока, обработка лицевой части бурки, отделочные работы — кройка и шитье. В результате получалась бурка высокого качества, равной которой не было на всем на Кавказе. Превосходство андийской бурки объяснялось прежде всего качеством самой шерсти андийской породы овец.

В настоящее время знаменитые андийские бурки почти не производятся. Так как нет главного сырья для их производства — той самой андийской породы овец.

Производством войлока, обработкой шерсти женщины занимались круглый год. Не случайно в народе сложилась шутка, в которой отразилась особенность быта андийских женщин-мастериц. Молодая жена подала мужу обед, который она приготовила для него впервые. Обед был хорош, но муж почему-то прогнал жену. Оказывается, он не нашел в пище ни одного волоска шерсти. В представлении андийца женщина, которая не умеет или не любит обрабатывать шерсть, не может быть полноценной женой и хозяйкой в доме.

Широко известен анекдот о крошечных клочках полей андийцев. «Один андиец обрабатывал однажды свое поле; горячее солнце и усталость заставили его расстелить свою бурку, чтобы отдохнуть на ней. Когда он проснулся после долгого сна, ища взглядом свой клочок земли, то был немало удивлен, не найдя его. Не зная, что и делать, решил он, наконец, вернуться в Анди. Когда же он поднял свою бурку, его охватило радостное изумление, его поле было покрыто буркой».

Без бурки не обходились рукопашные бои. Если двое решали ссору поединком с оружием в руках, любой из присутствующих, одетый в бурку, снимал ее и набрасывал на того из бойцов, который был без бурки. Бурка защищала от сабельных и кинжальных ударов и фактически заменяла собой щит и прочие доспехи. Наличие бурки не раз спасало воина от неминуемой гибели.

К буркам прибегали и в ситуациях, выходящих за рамки повседневности. Так, например, похищенную девушку было принято заворачивать в бурку, не только, чтобы скрыть похищаемое от посторонних глаз, заглушить призывы о помощи. Похититель даже в этом случае считал себя не вправе прикасаться к одежде девушки.

Покойника несут на кладбище, обязательно покрыв его буркой. Тонкий свалянный войлок из белой шерсти использовался в качестве савана. Люди, пришедшие на соболезнование к родственникам умершего, приходили только в бурках или овчинных шубах.

Существовали однопорядковые проклятия типа: «Да не останется в вашем роду мужчины, достойного носить бурку», что говорит о бытовавших в народной среде требованиях обладания определенным кругом достоинств, дающим право на ношение бурки.

Процесс изготовления бурок

Определенную роль играла бурка также в местных обычаях и традициях. В обряде примирения кровников у ботлихцев фигурировала черная бурка. Родственники с той и иной стороны собирались на площади за селом друг против друга. В присутствии всего джамаата здесь происходило примирение. Отец или дед убийцы приводил сюда убийцу, накинув на его голову бурку. Остановившись перед матерью, отцом и дедом потерпевшего, он бросал сына или внука к их ногам со словами: «Делайте с ним все, что хотите!». Убийца в черной бурке падал на землю перед ними, склонив голову. Мать покойного подходила к убийце, снимала с него бурку, гладила его по голове и, прижимая к себе, произносила такие слова: «Если ты будешь вести себя как человек, будешь нам сыном, если нет — останешься душманом (врагом — Р.И.)». Здесь же сторона убийцы вручала потерпевшей стороне плату за кровь. Она состояла из скота (быка) и савана. После этого считалось, что родственники убийцы получили прощение.

Фигурировала бурка и в различных традиционных праздниках и играх аварцев. Оказывая помощь друг другу, женщины и девушки собирались у кого-либо в большой комнате (чаще всего в специальной для выделки бурок) для обработки шерсти или катания войлока. Здесь они могли пообщаться, побеседовать, поделиться своими радостями и горестями. В перерывах между работой собравшиеся могли потанцевать, а шутки и смех не смолкали во время работы. Любого мужчину, случайно или намеренно зашедшего сюда, женщины «арестовывали», принуждали его петь, танцевать и не отпускали, пока тот не давал им «выкуп» сладостями, фруктами, серебряной мелочью.

Интересен у андийцев обычай взаимопомощи «гвай», оказываемой родственниками и односельчанами в валянии бурок, Здесь также принято было шутить, петь, в перерывах между работой хозяйка угощала пришедших едой, сладостями. На «гвай» приглашали отличающихся остроумием и чувством юмора женщин и мужчин. Женщины работали, мужчины их развлекали. Если кто-нибудь из мужчин вел с девушкой частные разговоры, присутствующие громкой игрой на пандуре или песнями заглушали их беседу. Здесь пелись не только песни на известные мелодии и стихи, но и новые, импровизированные «на ходу», «на злобу дня». Наиболее удачные из них получали признание и становились всеобщим достоянием.


Автор: Раисат Изудинова, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой историко-правовых дисциплин Российской Правовой Академии МЮ РФ / Источник: Журнал "Бизнес-Успех", № 1
0

Поделиться

01 Апр 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля