Андийцы, их бурки, и их подвиги

88
0

Поделиться

24 мая 2008 г.

Андийские бурки! Это ли не песня? Вспомним прекрасный портрет М.Ю.Лермонтова на Кавказе, где он изображен в белой андийской бурке. Так что же за край такой Андия и что за люди живут в этом древнем высокогорном краю?

Андийцы – численность 25 тысяч человек. Коренное население Дагестана, 9 сел Ботлихского района. Их жители считают себя единой этнической группой. О существовании этого этноса известно около 2500 лет. Андию еще в 1 в. н. э. упоминал Плиний Старший. В XIV в. на территорию Андийского шамхальства вторгался Тамерлан. Тогда же здесь утвердился ислам.

Не все однозначно было в этом краю. В 1731 г. андийцы приняли русское подданство, но в 1758 г. отошли от России. В 1742 г. приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля.

В конце 30-х годов ХХ в многие небольшие народности Дагестана Советская власть искусственно объединила с более многочисленными. Так андийцы были объединены с аварцами. И в 5-й графе паспорта у андийцев была запись «аварец». Андийцы похожи на аварцев в быту, но андийский язык отличается от аварского, а по менталитету, культуре и обычаям андийцы ближе к чеченцам. Знание чеченского языка для андийцев всегда считалось престижным. Браки между чеченцами и андийцами были не редкостью. Например, бабушка Басаевых считается андийкой.

С незапамятных времен андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Шерсть андийской овцы, черная и белая естественного цвета, была длинной, тонкой, мягкой, она шла на т. н. андийские бурки, самые красивые и нарядные, которые высоко ценились и до сих пор ценятся по всему Кавказу. Бурки были не только принадлежностью мужского костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками.
Руки женщины горской сваляли
Эту бурку в ауле Анди.
Чтоб она получилась на славу,
Было мягкое взято руно,
А носить эту бурку по праву
Только твердому сердцу дано.

Андийские бурки раскупались по всему Кавказу и за его пределами. Но торговлю с горцами запретил еще Ермолов, подвергая нарушителей блокады аресту и даже высылке в Сибирь. Причем главной контрабандой он считал ворсистые андийские бурки, которые могли уберечь даже от пуль, хотя сам же ввел их в моду и повсеместное употребление. Ермолов приказывал: «…Чтобы бурки, выделываемые андийцами и другими горцами, отнюдь не были впущаемы для продажи в Грузию; в случае же тайного привоза оных, конфисковать их и доносить мне в то же время, как об именах тех, кому оные принадлежат».

Андийцы, так ли вы красивы душой, как ваши бурки? Так ли вы смелы и бесстрашны, как те герои в бурках, которые с гордостью несут звание Горца? Знает ли о вас российский народ, ради которого летом 1999 г. вы совершили свой подвиг? Помните ли вы, как о вас отозвался Владимир Путин, в те незабываемые дни? Сколько вопросов! Есть ли ответы на них?

Что же было тогда в неспокойном и сейчас Северном Кавказе? Боевики из Чечни готовились к нападению на Дагестан и делали это открыто. В апреле 1999 г в Грозном, на конгрессе народов Чечни и Дагестана, Шамиль Басаев открыто заявил о создании единого исламского государства на Кавказе, имея в виду объединение Дагестана и Чечни. Были и в Дагестане приверженцы ваххабизма, которые обещали боевикам народную поддержку. Но народы Дагестана террористов не поддержали.

И тогда боевики решили перекрыть перевал Андийские ворота, взорвать мост у с. Муни и отрезать 3 горных района от остальной части Дагестана. Чтобы осуществить эти замыслы боевикам нужно было пройти через высокогорные андийские села. Зная независимый и гордый нрав андийцев, помня о сохраненном и за годы советской власти обычае кровной мести, чеченцы старались с ними не конфликтовать.

На Северном Кавказе все знают, что андийцы спокойны, пока их не трогают. Но на любые притеснения отвечают жестко. Находят конкретных виновников и рассчитываются «с процентами». Когда в марте 1999 г чеченцы сожгли 6 андийских хуторов, то андийцы ответили уничтожением 13 чеченских. Хотя на протяжении веков андийцы с чеченцами жили дружно. В 1994-1996 гг. в каждом андийском доме жили десятки беженцев из Чечни, которых андийцы обеспечивали не только жильем, но и питанием безвозмездно.

Дагестанцы до последнего, не верили, что боевики посмеют напасть на Дагестан. 70-летний житель андийского с. Гагатли А. Исламов и с ним еще трое пожилых андийцев были уполномочены жителями андийских сел вести переговоры с боевиками. Вот что рассказывал в те дни Арзулум Исламов: «На нас пытались оказать психологическое давление. Боевики наставили на нас все имеющееся оружие. Ширвани Басаев встретиться с нами отказался. Сообщил только, что в его штабе нам делать нечего. А если мы без сопротивления пропустим его отряды через наши села к перевалу и мосту в районе с. Муни, то он нас не тронет.

Больше он разговаривать не стал. Через 2 дня я снова пошел на переговоры. На этот раз удалось встретиться с Ширвани Басаевым. Он разговаривал надменно. Говорил, что они идут учить нас исламу. Я сказал, что мы сами многому можем их научить. Пригласил его без оружия посетить наши села и своими глазами увидеть нашу приверженность мусульманским традициям. Ширвани сказал, что ему некогда ходить на экскурсии. Предупредил, что если мы не пропустим отряд к перевалу Муни, то они пройдут по нашим трупам. Я ответил, что, если они убьют мужчин, наши женщины, как кошки, вцепятся им в горло. Затем он попросил пропустить их хотя бы на помощь погибающим в селах Ансалта и Рахата братьям, воюющим с Российской армией. Я сказал, что андийцы не могут пропустить через свои земли тех, кто идет с недобрыми намерениями. Боевики говорили между собой по-чеченски. Но, было понятно, что они могут нас уничтожить. Когда мы уходили, они открыли по нам огонь».

После того, как подтвердились намерения боевиков со всех уголков страны андийцы, аварцы и другие народности съехались на Родину. Привозили, кто что мог. Оборону андийских сел возглавил андиец, начальник милиции г. Хасавюрта подполковник Умахан Умаханов. Умаханов был человеком легендарным. В 1994 г он был награжден орденом «За личное мужество», а в 1996 г сумел вырвать из лап Радуева и его банды под Первомайским несколько десятков заложников, в т.ч. и новосибирских милиционеров. За что был награжден вторым орденом Мужества.

Оружие андийцы добывали и по официальным каналам, и неофициально. И все вооружение закупали на свои деньги на рынках Чечни. Автомат Калашникова тогда стоил 16 тысяч руб. Чтобы купить его, надо было продать две коровы. Слово «андиец» было в те дни синонимом героизма.

13 августа басаевцы пошли на андийские села. Первым их увидел пожилой пастух Ахмед Увейсов. Он бегом добрался до ополченцев и предупредил об опасности. В помощь андийцам были посланы только 10 омоновцев из Махачкалы. 80-летний ветеран Великой Отечественной войны андиец Расул Бекмирзаев, увидев показавшихся боевиков сказал: «Не стреляйте первыми. Пусть начнут они». И только когда те открыли огонь, андийцы приняли бой. Он продолжался до утра. Для освещения андийцы применяли горящие автопокрышки, которые спускали с горы навстречу боевикам. Боевики потеряли в этом бою 20 человек. Андийцы – молодого милиционера Исмаила Исмаилова, два дня как отпраздновавшего свою свадьбу. Исмаилов погиб во время налета авиации.

16 августа ополченцы подорвали машину, на которой ехал Ширвани Басаев, который получил серьезное ранение. И в этот день ополченцы, наконец, получили подкрепление.

18 августа ополченцы вместе с российскими солдатами отбили у боевиков господствующую высоту Оншитлигун, а 21 августа командир андийцев подполковник Умаханов с ополченцами и десантниками с боем выбил противника с перевала Харами, через который басаевцам подвозили оружие и боеприпасы. 24 августа поредевшие банды Хаттаба и Басаева покинули андийские селения и вернулись в Чечню.

26 августа 1999 г в Ботлих прибыл премьер-министр России В. Путин вместе с лидером республики М. Магомедовым и министром внутренних дел В. Рушайло. Было обещано, что ни один житель этого района не останется без внимания. Действительно, разрушенные авиацией селения восстановили. А о героях — андийцах, не допустивших боевиков в свои села, как всегда, забыли. А ведь андийцы резали свой скот, кормили ополченцев и солдат регулярной армии — несли из дома все, чем были богаты. Солдаты прибыли в летней одежде, а температура воздуха в горах, ночью опускалась до 2 градусов мороза. Вот где пригодились знаменитые на весь мир андийские бурки.

Андийцам не только не возместили материальные убытки, никто из руковолителей не прибыл в андийские села, не сказал им спасибо. В. Путин должен был 26 августа прилететь в Анди. Но был туман, и Путин приземлился в Ботлихе. Когда же начали готовить документы к награждению, установили пресловутые квоты. Мужчины-андийцы отказались, сказав: «Получив награды мы не смогли бы смотреть в глаза женщинам, которые делили с нами в дни боев все тяготы и лишения». До 20 км окопов и других оборонных сооружений были выкопаны андийскими женщинами и детьми.

Андийцы – удивительно справедливый и храбрый народ. И всех людей они судят по себе. Они все еще верят, что им скажут простое человеческое «Спасибо» за подвиг. Они верят, что руководство страны вспомнит, как в те дни с любовью и гордостью В.Путин отзывался о мужественных дагестанцах.

Андийцы в дни кавказских конфликтов были, первыми, кто был достоин низкого поклона и уважения. Этот народ совершил подвиг. Именно андийцы в августе 1999 г. продемонстрировали преданность России.
Крылья бурки откинуть несложно:
Ни застежки, ни пуговиц нет
И в любое мгновение можно
Вороненый рвануть пистолет

Если встретишь противника, надо
Бросить под ноги бурку ему.

По обычаю горскому биться
Он обязан, с нее не сходя.
А как сладко под буркою спится
В чистом поле во время дождя!


Автор: Наталья Абдуллаева / Источник: "Школа жизни"
88
0

Поделиться

0

24 мая 2008 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля