В небе над Бежтой

0

Поделиться

18 Сен 2001 г.

Указом Президиума Верховного Совета Дагестана 21 октября 1991 года в составе Цунтинского района был образован Бежтинский участок. Отдельная административная единица для отдельного этноса была явлением типичным для Дагестана ханских, шамилевских, царских времен, но беспрецедентным для советского и постсоветского периода истории.

Десять лет тому назад в Цунтинском районе, подогреваемом лисьим пометом (по бежтинским поверьям, это сеет вражду), т.е. крайне низким уровнем социально-экономического развития региона, свирепствовал злой дух Рохо. Систематическими были трения, раздоры между этносами капучинцев и цезов, ссоры и драки молодежи, шквал жалоб относительно неравномерного распределения чиновничьих должностей и выделяемых району финансовых средств между этносами. Все это побудило руководство республики в 1991 году пойти на неординарную меру — создание Бежтинского участка в составе Цунтинского района с разделом штатов и финансов между Бежтой и Кидеро.

Справедливый раздел яблока раздора (штатов и финансовых средств) между двумя основными этносами района привел к согласованной, сдержанной политике на межмуниципальном уровне, а республиканским властям представил возможность спокойно решать вопросы содействия развитию самого дальнего региона Дагестана.

А на бытовом уровне на арену вышел добрый дух Цин. Прошедшее десятилетие автономной жизни этносов привело к росту потерянного было дружелюбия, куначества между цезами и капучинцами. Например, цезы из аула Кидеро, которые некогда отказывали сдавать жилье внаем капучинцам, сегодня силком тащат их в гости, а капучинцы из придорожных аулов сбрасываются деньгами и строят благотворительные гостиницы для вынужденных ночевать по пути домой цезов. Районный и участковый отделы милиции засвидетельствуют факт отсутствия обид, ссор, драк на почве этнической неприязни.

В Бежтинском участке Дунганского района налицо массовая безработица, только с 2000 года число не занятых трудом людей выросло с 494 до 1125. Не прекращаясь, идет приток переселенцев из Кварельского района Грузии. Из имеющих работу только треть занята в сфере производства материальных благ. Тем не менее, небольшие размеры административной единицы, близость власти и ее способность дойти до забот каждой семьи действуют благотворно. Справедливое распределение основной массы пахотных и сенокосных угодий в горах между сельскими дворами, расширение хозяйственных возможностей живущих в поселках на отгонных пастбищах крестьян способствовали некоему экономическому чуду.

Об этом говорят цифры, представленные руководителем экономической службы Бежтинской участковой администрации Арипом Магомедовым. С 1996 по 2000 годы во всех категориях хозяйств (колхозах, фермерских и личных подсобных хозяйствах) района выросло производство мяса с 271 до 394, молока — с 1534 до 2842, картофеля — с 164 до 720 тонн в год. Из участка в 2000 году для реализации на свободный рынок стало поступать на 61 тонну мяса, 66 тонн сыра, 300 тонн картофеля, 241 кожу крупного и около пятисот кож мелкого рогатого скота больше того, чем поступало, например, в 1996 году. Если темпы останутся такими же, то с 2005 года капучинский этнос будет ежедневно поставлять на столы дагестанцев 405 тонн мяса, в десять раз больше молока, полтысячи тонн картофеля, более двухсот тонн овощей. С 1998 по 2000 год доход личных подсобных хозяйств участка от продажи излишков сельхозпродукции вырос с 115 до 215 тысяч рублей, а, по прогнозам, в 2001 году превысит 300 тысяч. Реализации этой продукции ощутимо помогает деятельность около сотни бизнесменов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. К 2005 году на промышленные предприятия из участка ежегодно будет поступать также около тридцати тонн шерсти, 1150 кож крупного и втрое большее количество кож мелкого рогатого скота. Признанный деликатес -овечий сыр, нельзя забывать, тоже поступает из Бежтинского участка и Тляратинского района. Если бы бежтинским хозяйствам и личным подворьям помогли заменить деревянные, как и в древности, плуги, лемеха, ярма, серпы, молотильные доски малогабаритной и способной работать на горных террасах мини-техникой, то этот край кормил бы полреспублики. Потому, заботясь о развитии Бежтинского участка, каждый из дагестанцев заботится о себе. При разумном освоении сероводородных источников на берегу реки Симбирис-хеви мы имели бы для лечения и отдыха свой горный «Ессентуки», при сохранении лесов — деловую древесину, ягоды и лакомую дичь.

В течение последнего десятилетия не просто сохранена, но и приумножена оставшаяся от района социальная инфраструктура. В семи средних (одна из них — Балакуринская — построена в текущем году), трех основных и четырех начальных школах района обучается около полутора тысяч детей. Программой «Горы» продолжается строительство нового корпуса на 390 ученических мест для Бежтинской средней школы. Имеется ясли-сад на 75 мест. Семидесятикоечная больница и поликлиника, изменив статус с районных на участковые, не потеряли ничего, 13 врачей, 44 средних медработников ныне обслуживают вдвое меньше прежнего людей и используют возможности для улучшения качества обслуживания пациентов. Новый руководитель района обновляет обветшавший мягкий и твердый инвентарь больницы и поликлиники, приобретает лечебную аппаратуру.

На территории участка функционирует централизованная библиотечная система с одиннадцатью филиалами, участковый Дом культуры, восемь клубов, школа искусств с тремя филиалами, работает прославившийся далеко за пределами участка и республики ансамбль «Бежта». В 1996 году завершено строительство нового клуба. Люди имеют возможность смотреть каналы телевидения ОРТ, РТР и ТВ-6, есть местное телевидение, выходит участковая газета.

Существование этнически однородной административной единицы предоставило капучинцам редкую возможность для возрождения собственных традиций, культуры, языка. И этим здесь пользуются. Какие бы ни происходили изменения в модах, пока живут рядом с Главным Кавказским хребтом, капучинцы не перестанут носить своеобразные папахи и шубы, а женщины — головной убор чухта. Вязаные шерстяные сапоги и носки бежтинского производства охотно раскупаются и используются в быту даже горожанами. Традиционные для капучинцев подвески, бусы, колье, серьги тоже охотно носят женщины во всех краях. Кажущиеся постороннему экзотичными вещи настолько практичны, что их одевают многие и в наши дни. Ансамбль «Бежта», другие самодеятельные художественные коллективы делают очень многое для сохранения неповторимых танцев, свадебных и иных ритуалов.
С древности так повелось, что большинство капучинцев знают, кроме своего, еще и аварский, и грузинский языки. И столь хорошо, что в истории этноса есть немало примеров создания их представителями научных трактатов, литературных произведений на аварском, арабском, грузинском языках. Но для создания собственной капучинской письменности им не хватило прошедшего десятилетия. Между тем авароязычная участковая газета даже уголка не отводит сочинениям на капучинском языке, местное телевидение ведет передачи на аварском и русском языках. Большинство людей, в том числе и выпускники средних школ, не умеют ни читать, ни писать на родном языке. Этому, считает начальник участкового управления образования Зульфукар Раджабов, имеются материальные причины. Капучинцы, он говорит, никогда не откажутся от изучения аварского языка и возможности приобщения к этой большой культуре, но хотели бы уметь читать и писать и на родном капучинском языке. Можно было бы ввести факультативы в школах для изучения родного языка, но для этого нет хотя бы букварей. А на разработку и издание их у этноса и у участковой администрации попросту нет средств. В репертуаре коллективов художественной самодеятельности аулов, как рассказала начальник участкового управления культуры Джамилат Курбанова, исполняют на капучинском языке всего около десяти фольклорных песен и играют свадебные обряды. Пока что запущена работа по сбору устного народного творчества, никто не опубликовал стихотворение, сочиненное на родном языке.

Тысячи людей растут оторванными от собственной культуры, а те, кто живут вне территории традиционного расселения капучинцев, не имеют связи и с родственной аварской культурой. Например, в салоне ехавшего в Бежту микроавтобуса за целый день не прозвучало ни одной песни на капучинском или аварском языках, водитель плохо знал родной и совершенно не владел аварским языком. Худщей беды не бывает. Руководители Бежтинского участка, ученые, которыми богат маленький капучинский этнос, понимают это и делают что могут. В 1995 году доктор филологических наук Мажид Халилов издал бежтинско-русский словарь, а первой книгой на капучинском языке стало Евангелие от Луки в переводе того же Халилова, выпущенное в городе Самаре в 1999 году под эгидой Российского отделения Института перевода Библии. 1 марта 2000 года главой администрации Бежтинского участка было принято постановление «О плане организационных мероприятий по пропаганде и чтению книги «Евангелие от Луки» на бежтинском языке» — » Лука мейо Рохеяис хабар».

В целом наличие у капучинцев административной единицы — Бежтинского участка, близость власти к народу способствует не только миру между представителями двух основных этносов Цунтинского района, более ускоренному хозяйственному, социальному, культурному развитию края и отдельного этноса, но и убедительно показывает, что любой из горных районов Западного Дагестана способен развиваться и при уменьшении численности штатоф в государственных и муниципальных учреждениях района более чем наполовину.

, раздел: Статьи

Автор: Джамалудин Джамбулаев / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

18 Сен 2001 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Магомед, строитель-филантроп

    Магомед Кебедов из труднодоступного села Нахада, что находится в высокогорном Бежтинском участке Дагестана, строит дороги без помощи...

    Фев 2013 г.

  • Национальная одежда – гордость бежтинцев

    Бежтинцы – небольшая народность в Нагорном Дагестане. Они проживают главным образом в селении Бежта Цунтинского района и на прилегающих...

    Янв 2011 г.

  • Бежта: Наизат, мицо и гъачо

    Наизат в пятый раз перевязала шелковую косынку, посмотрела на меня с легким отвращением, как на патологически тупого и совершенно...

    Сен 2010 г.

  • Бежтинские сапожки, юбочка и коррида

    Домой я вернулась очень поздно. Или очень рано… От машины до подъезда шла, чувствуя, что земля покачивается и норовит ускользнуть. Будто я...

    Авг 2010 г.

  • Любовь к родному краю

    Каждый раз, когда я возвращаюсь в родные края из короткой или долгой поездки, меня охватывает какое-то трепетное волнение. Будто в сокровенном...

    Мар 2009 г.

  • Бежтинские проблемы

    И нежелание властей заниматься проблемами большою числа населенных пунктов, и удобство контролирования мышления и поведения жителей в...

    Авг 2001 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля