Али-Хаджи Акушинский

16
0

Поделиться

10 Апр 2019 г.

Али-Хаджи Акушинский — видный богослов, выдающийся общественно-политический деятель и духовный лидер Дагестана начала ХХ-го века, ученый-арабист, дипломат и миротворец.

Детство и юность

Родился в 1847 году в сел. Акуша Даргинского округа (ныне Акушинский район Республики Дагестан), даргинец по национальности. Его отец Мамма работал будуном Акушинской Джума-мечети. После завершения учебы в религиозной школе в сел. Акуша Али-Хаджи обучался у известных в тот период дагестанских ученых-алимов: Хаджила-Али из Акуша, Абдурахмана, сына Мухаммеда из Какашуры, Ибрагима из Анди, устаза Ильяса из Аметерка. Благодаря учебе у известных алимов различных национальностей Дагестана, Али-Хаджи овладел аварским, арабским и кумыкскими языками, ознакомился со многими произведениями восточной литературы, основополагающими трудами крупных ученых-теологов. Занимался изучением канонов ислама, совершенствованием знаний в различных областях науки. Имел очень много мюридов в Буйнакском, Даргинском и Кайтаго-Табасаранском округах, население которых относилось к нему с большим уважением.

Личность Али-Хаджи

Али-Хаджи глубоко и всесторонне знал ислам и исламскую культуру, их главные источники — Коран, тафсир, хадисы, шариат. Являясь наиболее признанным знатоком шариата, он не был религиозным фанатиком, никогда не выступал против светской культуры и науки. В своих решениях, в выступлениях и в практической жизни он отстаивал принципы социальной справедливости и равенства между народами. Али-Хаджи был сторонником решения всех конфликтных ситуаций без кровопролития. С уважением относился к советскому строю, поддерживающему бедноту, но резко отрицательно относился к большевистской идеологии за то, что она отрицала религию, не любил людей, которые не молились. Основной целью своей политической платформы Али-Хаджи Акушинский ставил сохранение религиозных основ общежития горцев на базе общности «единоверной, неделимой мусульманской нации».

Общественная деятельность

В 1890 году по рекомендации имама Акушинской Джума-мечети Али — Хаджи, которому в ту пору исполнилось 43 года, был назначен его преемником. Али — Хаджи прекрасно знал Коран, и его толкования, поэтому его авторитет был очень высок, не только среди духовенства Даргинского округа, и всего Дагестана, но и в других регионах Северного Кавказа. В том же году он совершил Хадж к мусульманским святыням, после чего получил право носить зеленую чалму, а к своему имени добавил титул Хаджи (почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку). И религиозные деятели, и простые люди часто обращались к нему с просьбой сказать свое мнение по поводу спорных и конфликтных вопросов. За советом к нему приезжали люди со всех концов Дагестана.

Оценки современников

Алибек Тахо-Годи: «Али-Хаджи Акушинский один из популярных в горах шейхов, наиболее почитаемый за свою седину, смирение и ученость, в лице которого, по словам горцев, светился „нур“ (свет)».

Нажмутдин Самурский: «В нем весьма счастливо сочетались качества восточного дипломата с признаками высокообразованного и умного от природы человека… Как хитрый дипломат и умный политик Али-Хаджи Акушинский проявлял некоторые нюансы в своей политической платформе, в зависимости от общего положения в стране».

1917-1920 годы

В активную общественно-политическую жизнь Дагестана Али-Хаджи Акушинский включился после Февральской революции в России. Поддерживая Февральскую, а затем и Октябрьскую революции, свержение царя и царизма, он верил в торжество идеалов демократии, свободы и равенства людей, прекращения преследования инакомыслия. Вместе с тем он желал сохранения и упрочения устоев мусульманского духовенства, особенно законов шариата, так как в тех исторических условиях, общественные процессы в Дагестане решались зачастую с позиции шариата. Он отрицательно относился к органу Временного правительства в Дагестане, и к мятежу Гоцинского, стремящемуся к сохранению прежних устоев.

В январе 1918 года, на третьем Дагестанском съезде представителей, Али-Хаджи Акушинский был избран Шейх-Уль-Исламом Дагестана.

В 1919 году началось антиденикинское восстание в Дагестане. Одним из инициаторов этого восстания являлся Али-Хаджи Акушинский. В центре Даргинского округа в селении Леваши находился штаб по руководству восстанием. В штабе наряду с представителями большевиков работали представители мусульманского духовенства, и в их числе Ал-Хаджи Акушинский. Младший его сын Ильяс возглавил один из конных партизанских отрядов.

В письме к командующему частей Добровольческой армии Деникину он писал: «Дагестанский народ не приглашал частей Добровольческой армии в пределы своей территории. Он не давал им никакого повода к вторжению и ко всем агрессивным действиям. Дагестанский народ не находит не только никакого объяснения к насилованию его воли и священного для него шариата частями Добровольческой армии. Дагестан, состоящий из трудовых элементов — рабочих и земледельцев, тяготеющих экономически к России, не открывал никакого фронта против Российской государственности.

.Дагестанский народ не признает никакого права за Добровольческой армией, навязывать Дагестану свою волю в вопросе о форме общегосударственного управления. Дагестан признает полное право управлять собой, и своими делами, согласно своему быту и священному шариату, впредь до установления общегосударственной формы управления в России». Далее в письме Али-Хаджи Акушинский в ультимативной форме потребовал от А. И. Деникина очистить Дагестан от частей Добровольческой армии[1].

15 июля 1919 года называвший себя «Правителем Дагестана» ставленник А. И. Денинкина генерал-майор Минкаил Халилов обвинил Али-Хаджи Акушинского в отходе от ислама и шариата и лишил его звания Шейх-Уль-Ислама, когда тот стал сотрудничать с большевиками в совместной борьбе против Добровольческой армии Деникина[2]. Своим приказом, от 15 июля 1919 года, генерал Халилов М., временно, до созыва Нового Всенародного Съезда, назначил Шейх-Уль-Исламом, казанищенского авторитетного улема[3] Абдул-Басира-хаджи Мустафаева.

После разгрома деникинцев в Дагестане, 07 февраля 1920 года Али — Хаджи избран почётным председателем Совета Обороны горских трудовых народов Северного Кавказа[4]. К представителям Советской власти вплоть до конца 1926 года он относился позитивно и поддерживал их, веря, что они не только будут отстаивать демократию и равенство народов, но и свободу религии, религиозной деятельности. Шейх заручился твердыми обещаниями, что они не будут вмешиваться в религиозные дела и очень щепетильно следил за их действиями в этом вопросе.

1921-1928 годы

После установления Советской власти в Дагестане отношение Али-Хаджи Акушинского к новой власти изменилось. В Дагестане были ликвидированы шариатские суды [5]. Как и повсюду, духовенство было лишено избирательных прав, уничтожалась религиозная литература, происходило притеснение религиозных деятелей, а в период так называемой «антирелигиозной пятилетки» (1928-32) происходило разрушение религиозных культовых сооружений. Все это было большим ударом по идеалам Али-Хаджи Акушинского.

07 декабря 1921 года Президиум Дагревкома рассматривал вопрос «О выступлении Али-Гаджи Акушинского против распоряжения Советской власти» [6] в 1926 году Комиссия Рабоче-крестьянской Инспекции, обследовавшая социальное и духовное положение сел. Акуша, отмечала враждебное отношение Али-Хаджи Акушинского, членов его семьи, духовенства села к Советской власти.

Следствие, суд, и смерть

В декабре 1928 года Дагестанским отделением ОГПУ было заведено уголовное дело № 06599 о «контрреволюционной» деятельности группы лиц. По версии следственных органов Али-Хаджи Акушинский и его сын Магомед создали контрреволюционную группу из 66 человек. Все эти люди были арестованы, 29 человек из них без суда и следствия были расстреляны, а остальные сосланы на каторгу и в ссылку. Старший сын шейха Магомед был приговорён к расстрелу, и лишь благодаря вмешательству бывшего начальника Дагестанского отделения ОГПУ и зам. председателя Совнаркома, смертный приговор был заменен десятью годами каторги. Пострадали и остальные дети шейха, были осуждены остальные сыновья шейха — Хасбула, и Ильяс. Сам Али-Хаджи не был арестован ввиду его преклонного возраста. К тому времени ему исполнилось 80 лет. Вскоре после ареста детей Али-Хаджи умер.

Семья

Вся семья шейха была высланна в Киргизию. После отбытия наказания в Киргизии поселился старший сын Магомед, который умер в 1967 г. Другой сын — Хасбула, после отбытия наказания добровольно ушел на фронт, был ранен, демобилизован, и вскоре скончался от полученных ран. Младший сын шейха — Ильяс, отбыв наказание, также поселился в Киргизии. Самый старший сын Абдулла умер ещё в 1919 году.

Реабилитация

В 1989 году были отменены все постановления коллегии ОГПУ, вынесенные в отношении Али-Хаджи Акушинского и членов его семьи. Уголовное дело прекращено за отсутствием события преступления. Основанием тому послужило заключение следственного отдела КГБ ДАССР и протест прокуратуры ДАССР.

Увековечение памяти

Имя Али — Хаджи присвоено одному из главных проспектов г. Махачкалы, открыт Исламский университет его имени.
В 2011 году должно завершиться строительство мечетей в Махачкале и в сел. Акуша.
Издана книга «Али-Хаджи Акушинский Шейх — Уль — Ислам Дагестана, патриот и миротворец»
В сел. Акуша восстановлен дом Али-Хаджи Акушинского, в нем открыт музей, к дому проложена дорога.
Могила шейха стала местом паломничества.
С 2005 года в Акушинском районе проводится республиканский турнир по вольной борьбе памяти Али — [7] Хаджи Акушинского.

Примечания

[1] Газета «Молот», 1919, 16 июля
[2] Приказ о лишении звания Шейх-Уль-Ислама Али-Хаджи Акушинского | Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа) (http:/ / kavkaznasledie. ru/ archives/ 492)
[3] Муртазали Дугричилов, журнал «Наш Дагестан», 9.07.2007.
[4] Выписка из протокола заседания третьей сессии (http:/ / constitutions. ru/ archives/ 2682)
[5] Приказ Ревкома ДАССР об изъятии из ведения Шариатских судов уголовных дел (http:/ / constitutions. ru/ archives/ 2710)
[6] Из Протокола заседания Президиума Дагревкома по поводу Али-Хаджи акушинского (http:/ / constitutions. ru/ archives/ 2689)
[7] В Акушинском районе прошел республиканский турнир по вольной борьбе (http:/ / sport. rambler. ru/ news/ freestylewrestling/ 584591835. html)

, раздел: Личности

16
0

Поделиться

0

10 Апр 2019 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Страницы жизни Али-Хаджи Акушинского

    Известно, что Дагестан являлся старинным очагом арабо-мусульманской культуры. Многие представители духовенства были известными на весь мир...

    48

    Янв 1999 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля