Поселения и жилища ахвахцев

17
0

Поделиться

01 Мар 2008 г.

Этнокультура ахвахского народа в целом или ее главные компоненты (материальная и духовная культура) в отдельности, к сожалению, до настоящего времени не стали предметом исследования этнографической науки. По нашему мнению, изучение, сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, выявление в нем общего с другими народами и самобытно-особенного ахвахского этноса помогло бы формированию личности гражданина — гуманиста, истинного патриота.

Ахвахцы (самоназвание «ашвадо») — один из малочисленных народностей Дагестана со своим языком, историей, этнокулыурой, обычаями и традициями, со своим менталитетом и восприятием мира. Но вместе с тем в материальной и духовной культуре ахвахцев во многом прослеживается общность и схожесть с другими горскими народами.

Живут ахвахцы на северо-западе Дагестана, занимая территорию северных и восточных склонов Богосского хребта, то есть ущелья рек, впадающих в Андийское Койсу справа и Аварское Койсу слева. Селения ахвахцев -Тад-Магитль, Кудиябросо, Изано, Лологонитль, Кванкеро, Цвакилколо, Цекоб, Тлянуб, Ратлуб и относившиеся к ним хутора Ахвахского и Шамильского районов.

Процесс образования ахвахских поселений, начавшийся в XI-XII веках, завершился лишь к концу XIX-началу XX века. Ввиду отсутствия письменных источников установить точное время образования ахвахских сел представляется очень затруднительным. Приходится довольствоваться приближенными данными.

Ахвахцы территориально находятся в окружении аварцев на востоке и юго-востоке, каратинцев — на севере, тиндалов — на юго-западе и багулалов — на западе.

В VII-VIII веках часть ахвахцев, оставив старую родину, поселилась в Закатальском округе соседнего Азербайджана. Они частично живут смешанно с местным азербайджанским населением в селениях Закатала, Джар и некоторых других, а частью обособленно (селение Ахвахдере).

В советское время ахвахцы переселились также на кумыкскую равнину, на пастбища отгонного животноводства (Камышкутан, Казиюрт) и в города. Есть еще одно селение в Хасавюртовском районе, где компактно проживают ахвахцы, — Советское (Гъарасу). Первоначальная их родина — село Тунситли в Ахвахском районе. В 1944 году они насильственно были переселены в село Дарго Веденского района Чечни, а в 1957 году пришлось пережить еще одно переселение — в Хасавюртовский район, где образовали село Советское.

Начиная с 1926 года, при проведении всесоюзных и всероссийских переписей населения ахвахцы отдельно не указываются, их приписали в состав аварского народа. Численность ахвахцев, по самым скромным подсчетам, составляет примерно 15 тыс. человек, в том числе на своей этнической территории проживает более 6 тыс. человек. Родина ахвахцев — это горная область, изрезанная глубокими ущельями рек и долинами. Высота гор достигает 1500 м и более.

Ахвахский язык относится к андо-цезской подгруппе нахско-дагестанской группы, которая входит в иберийско-кавказскую семью языков. Ахвахцы в быту, семье, сельском обществе говорят на родном, ахвахском языке, а для общения с представителями других этнических групп пользуются аварским и русским языками, который играет роль средства межэтнического общения.

Поселения

Поселения ахвахцев обычно крупные по числу дворов, образованные по сельско-общинному типу организации. Каждое селение имеет место общего сбора населения, а также места проведения досуга мужчин — годекан. Обычно годекан располагается ближе к мечети. Ахвахские селения образовались посредством объединения мелких родственных поселений. Этот процесс происходил во всем Дагестане.

На новом месте жительства члены одного тухума и небольшие родственные тухумы селились по патрилокальному типу, образуя кварталы кровных родственников. Однако с конца XVIII — начала XIX века родственные связи начинают ослабевать, усиливаются соседские взаимоотношения, что повлекло за собой значительные изменения в структуре ахвахских поселений.

Выбор места поселения ахвахцев определялся рядом важных факторов жизнеобеспечения. Рельеф местности должен был способствовать обороне при нападении неприятеля; больше внимания уделялось наличию в селе или вблизи него источника хорошей питьевой воды; пахотные земли и пастбища должны были располагаться недалеко от села.

Ахвахские сёла, как правило, обращены на юг. Они гармонируют с окружающим рельефом, образуя с ним единое целое. Сельскому облику присуща скученность построек, теснота. Дома расположены ярусами, по террасообраз-ному типу. Крутизна склона горы не представляла препятствия для того, чтобы строить дом. Пригодные для пахоты, сельскохозяйственного использования участки обычно не застраивались жилыми домами. Для горца земля представляет ценность, которую следует беречь.

Высота от основания села до самой верхней постройки достигает 200-300 метров. Села имеют вертикальную панораму. Например, село Кванкеро располагается на скальном склоне, начинающемся от реки Тархо, то есть занимает непригодный для возделывания под сельскохозяйственные культуры склон, обращено на юго-восток. Застройка села имеет сильную скученность построек, расположенных ступенями. Дома тесно прижаты друг к другу, образуя каменные террасы.

Лологонитль — типичное ахвахское село. Оно опирается «спиной» на скалу, как на защиту от неприятельских нашествий. Оно также обращено на солнечный юго-восток. Старая часть села буквально вросла в скалу и выглядит ее продолжением. Такая непосредственная близость не всегда была безопасной: здесь бывали случаи обвала скального грунта, разрушения построек и гибели людей. Такая опасность в старой части села существует и по сей день.

Села Кудиябросо, Изано и Цвакилколо также расположены в объятиях скальных склонов. Они имеют юго-западную ориентацию, что зависит от особенностей местного рельефа и необходимости защиты от возможных обвалов скалы.

Село Тадмагитль (в переводе Верхнее поле) расположено на сравнительно ровной местности, в центре своих угодий. Планировка села сравнительно горизонтальная, что отличает его от других ахвахских аулов.

Центром села в прошлом служил годекан у мечети, где происходили сходы джамаата, решались важные для села вопросы, проводили свободное время мужчины.

Жители каждого ахвахского села входили в один из 6-7 туху-мов, которые свои названия получали от предка или от рода занятий. Генеалогия тухумов различна: происхождение одних тухумов связывают с грузинами, а других — с хунзахцами и т. д.

Утверждают, что ахвахские поселения были основаны грузинами, которые в ХП-ХШ вв. поселились в Ахвахском ущелье. Свидетельством данного утверждения являются сохранившиеся до наших дней кладбища, погребения, которые не соответствуют ни доисламским, ни мусульманским захоронениям: на надмогильных кам- г нях обозначены кресты, а это христианская атрибутика.

Проведенные здесь раскопки также выявили в могилах железные и бронзовые орудия, посуду, украшения, культовые принадлежности, относящиеся к христианской вере, что говорит в пользу версии о грузинском происхождении ахвахских поселений.

Множество легенд, преданий, сказаний связано с происхождением и историей ахвахских сел. Одна из легенд донесла до наших дней историю правления здесь в XIII веке жестокого и могущественного грузинского феодала Чангурхана.

Вблизи села Кудияб-росо, в местечке Гинух, и по сей день находится большой камень, в котором выбито углубление вместимостью приблизительно 3-4 литра ёмкости. Предание гласит, что это углубление в камне служило мерилом ежегодной подати Чангурхану, которая взималась с каждого ахвахского дома натурой — костным маслом.

На окраинах ахвахских сел, откуда открывался хороший обзор окружающих местностей, строились боевые башни или прочные каменные стены с бойницами, предназначавшиеся для обороны от врага.

Жилища

Традиционным жильем ах-вахцев является двухэтажный или реже трехэтажный каменный дом с плоской земляной крышей. Собственно жильем служили помещения на втором и третьем этажах. На первом этаже находились хлев, сеновал, сарай. Это строение типа «хлев-жилье», «хлев-сеновал-жилье», «хлев-жилье-жилье» и другие варианты. Традиционная планировка жилья сохраняется и в наши дни. Новизна заключается в том, что жилые комнаты строят просторными, светлыми, число их увеличилось. Пристенные очаги — камины — заменены современными печами, которые топятся дровами, углем. Намного увеличилось также число хозяйственных помещений в жилищном комплексе. Крыши домов покрыты шифером или жестью. Частично сохраняются дома с плоской земляной крышей.

Свидетельством сложившегося в Ахвахе за века искусства мастеров-каменщиков и долговечности творений их рук являются жилые дома, построенные в XVIII-XIX веках, прочно стоявшие на каменистой земле, украшающие облик многих аулов. Все эти дома и ныне, в начале XXI века, используются под жилье потомками первых их хозяев или другими жителями сел. Они представляют собой памятники материальной культуры ахвахского народа и лучшие образцы народного зодчества, зародившегося в глубокой древности. Такие памятники народной архитектуры находятся во всех ахвахских селах. Кудиябро-со. Дом учёного-арабиста Мусагаджи восстанавливался известным каменщиком из с. Цвакилколо Ден-гаали. До недавнего времени в нем проживала женщина по имени Ашура. Изано. Дом Чилихана, впоследствии в нем жила семья Маламагомеда; дом Абду-рахмана, где проживает в настоящее время Ашаха-нов Исмаил. Кванкеро. Дом Хусендибир-Хаджи, где проживала семья Гусейнова Жама-лодина. В настоящее время проживает Нажмудинова Загидат; дом Курамагомедова Галбаца, где до недавнего времени жила семья Галбацова Жамалодина. Сейчас в доме живёт Галбацова Маргизат. Цвакилколо. Дом Ша-милова Кудияв. Позже в доме жил Кудиев Берук. Дом, где до недавнего времени жил Магомедов Асвад. Лологонитль. Дом Саидо-ва Давуда (сейчас в доме живёт Давудова Патимат); дом Арабова Араба (ныне живёт Туралаев Исрапил); дом Газиева Абакара (сейчас в доме живёт Абакаров Али). Тадмагитль. Дом Хамирза-ева Бисултана (сейчас в доме живёт семья Бисултанова Мажида).

Независимо от типа постройки, типичное ахвахское жилище характеризуется размещением на первом этаже хлева (бекьо) и хозяйственных помещений. В помещениях 2-го этажа протекает вся жизнь обитателей дома: их домашняя работа, досуг, приготовление пищи, приём гостей и т.д. Часть крыши 1-го этажа оставляли свободной от застройки, что позволяло использовать ее в качестве двора.

В структуре многокамерного дома повсеместно имелась одна комната («хъизалъи ч!или» — семейная комната), которая была больше по площади, чем другие комнаты дома. Она по своему предназначению была главной в доме: здесь вся семья проводила свое свободное время, садилась на трапезу, общалась с детьми, воспитывая их, устраивалась на ночлег. В ней же на очаге с выпуклым, выступающим из стены дымоходом (тоха) готовили пищу
Старые жители сел помнят те времена, когда в семейной комнате очаг не имел дымохода, был открытым, над ним на цепи висел котел, в котором готовили пищу. В этом случае отверстие, сделанное в потолке, служило дымоходом. Во время дождя, снега его закрывали каменной плитой.

При приготовлении пищи ставился треножник (миххи). Топливом служили кизяк, дрова, хворост. Топливо хранилось под навесом или на гумне. И в современную эпоху традиционное топливо остается в быту ахвахцев широко распространенным.

Дома обычно имели небольшие (30×40 см) окна. Свет в комнату проникал через круглое отверстие в потолке. Искусственное освещение комнат осуществлялось лучинами, смоченными нефтью или керосином, а в начале XX века в быту ахвахцев стала появляться и керосиновая лампа. Появление в домах ахвахцев окон с застекленными рамами относится к началу XX века.

Кунацкая комната, где принимали гостей, отличалась своим убранством: на полу расстилались лучшие нарядные ковры, стены также украшались коврами, на которые вывешивалось дорогое оружие, нарядная сбруя и др.

Мебель в традиционном доме была представлена бедно. Имелись деревянные стульчики — табуретки на трех и четырех ножках. Позднее появились скамейки — лежанки (манги), которые ставились на всю длину комнаты или на ее половину, что зависело от числа членов семьи. Они днем использовались для сиденья, а ночью — для сна.

У противоположной стены комнаты ставили ларь (ик1к1ва-шо) с 5-6 отделениями, в которых хранились различные продукты: зерно, мука, сушеные фрукты, сушеное мясо, курдюки. На первом этаже каждого ахвахского дома рыли ямы для хранения картофеля-основного продовольственного продукта в Ахвахе. Кроме ларей для продуктов, почти в каждом доме имелся ларь для вещей.

Важным элементом интерьера каждого ахвахского дома был центральный столб (гьума). Иметь в комнате украшенный богатой резьбой центральный столб могли лишь состоятельные люди. На центральный столб вешали оружие, одежду, сушеное мясо, курдюки и т. д.

Техника строительства

С древнейших времен при строительстве дома ахвахцы пользовались теми материалами, которые предоставляла им окружающая их природа, — речным камнем-песчаником (иххел!и ич1а), лесом и глиной. Природа ахвахскои земли камениста, здесь много скал. Долины рек и речек полны камня, в определенной мере «обработанного», округленного водой. Начиная со второй половины прошедшего века, камень для строительства к месту работ доставляется автомашиной, трактором, а до этого на ослах, лошадях, мулах, подводах.

Детали дома (коробки, окна, перемычки над оконными и дверными проемами и др.) изготавливались из камня и дерева, причем раньше предпочтение отдавали камню, который намного прочнее дерева. Во многих ахвахских постройках используются каменные арки.

Тенденция заселения удобных земель усиливается с каждым новым десятилетием, а к 30-40 годам XX века она становится господствующей, безальтернативной. Рядом со старым селом повсеместно вырастают более благоустроенные новые села. Дома в старой части села разрушаются, непригодные для жилья дома разбираются, местность от них освобождается. Постепенно прекращают жизнь поселения хуторского типа.

Территория каждого ахвахского села делится на три части: собственно село (гьани), пахотные земли и сенокосные участки (мигъи) и высокогорные пастбища (беча), леса и др.

Интерьер современного ахвахского дома мало чем отличается от городского. Уже с конца XIX — начала XX века в ахвахских домах имеются основные принадлежности мебели: столы, стулья, шкафы, диваны, железные кровати, комоды и др. В быту семьи используется современная посуда. Радио и телевизор появились в советское время.


Автор: М.К. Шамхвалов / Источник: Журнал "Народы Дагестана"
17
0

Поделиться

0

01 Мар 2008 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Старое село ЧIабакъара (Верхнее Инхело)

    Чтобы из Ботлиха попасть в самую долину Андийского Кой-Су, отстоящую на три версты, нам пришлось спуститься на 1000 футов среди фруктовых садов...

    3

    Ноя 2018 г.

  • Этносоциальное описание каратинцев

    Каратинцы — коренной этнос Дагестана, относящийся к аваро-андо-цезской группе родственных (по языку, культуре и истории) народов....

    26

    Окт 2018 г.

  • … И 1500 литров гъоди

    Ахвахцы отметили юбилей родной земли «Чтоб сердце билось учащенно, давай отправимся в Ахвах», – писал Расул Гамзатов. Понять всю глубину...

    10

    Авг 2018 г.

  • Кверкулав Каратинский – наиб Имама Шамиля

    В известном всем году встал имам Шамиль лагерем на унцукульской территории. Вместе с ним находились тогда войска, которые были сформированы...

    38

    Июл 2018 г.

  • Свадьба без гламура

    Вот уж не думала, что когда-либо придется взобраться так высоко в горы, да еще не просто чтобы аул посетить, а погулять на традиционной горской...

    11

    Сен 2016 г.

  • В очередь, женихи!

    Закинуть папаху в окно к возлюбленной и надеяться, что она не швырнет ее обратно. Таким был сценарий воспроизведения старинного обряда «Выбор...

    14

    Фев 2015 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля