Уротитель красок радуги — Имамали Халилов

34
0

Поделиться

01 Янв 2010 г.

Есть в Стране гор, у южных их отрогов, райский уголок, названный многими побывавшими здесь Швейцарией. Это Самурская долина, давшая миру известных учёных, деятелей литературы и искусства, профессиональных революционеров, государственных и общественных деятелей. Начиная с легендарного народного героя Шарвили, Самурская долина во все времена славилась своими сынами и дочерьми.

Среди известных за пределами Дагестана людей из Самурской долины особое место занимают подлинные корифеи искусства, какими были и остаются скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа и продолжатель его дела Гейбат Гейбатов, живописец Алирза Эмирбеков, художники Шариф Шахмарданов, Шевкет Халилов, Ахмат Адилов. Имамали Халилов и др. Поистине каждый из названных здесь мастеров искусства оставил после себя богатое и ценное наследие, которым по праву будет восхищаться не одно грядущее поколение. Но наш сегодняшний разговор об одном из этих мастеров кисти - заслуженном деятеле искусств Республики Дагестан члене Союза художников России Имамали Халиловиче Халилове.

По левую сторону Самура, в восьми километрах от главной трассы Махачкала - Рутул, среди альпийских лугов и яйлагов, среди многочисленных потоков, ручейков и волшебных источников спрятался, как маленькая жемчужина, аул, названный в народе Ялак, т. е. Яйлаг. Когда по утрам лучи восходящего солнца играют в брызгах чистой родниковой воды, а над домами стелется синий-синий кизячный дым, Ялакская долина будто наполняется всеми красками радуги, как будто сама природа-мать располагает человека к вдохновению, свершению самых благих намерений. И здесь в славном роду Имамали-бека, в семье известных в народе художников-самоучек родился мальчик, названный именем легендарного дедушки Имамали, кому суждено было своим самобытным искусством завоевать сердца многочисленных поклонников его таланта.

в конце 60-х годов, после завершения учебы в Дербентском педагогическом училище, Имамали стал бы хорошим наставником подрастающей смены, но душа его тянула в иной мир, мир большого искусства. Закончив Махачкалинское художественное училище им. М.А. Джемала, он сразу вошел в дружную семью художников Дагестана, которые оценили талант и перспективность мастера кисти. В те годы в художественном училище сложились добрые традиции, основанные на опыте русской и советской художественной школы и дагестанского профессионального искусства. Это во многом способствовало становлению воспитанников училища подлинными мастерами своего дела. Первыми полотнами молодого Имамали были "Музыканты Каспия", "Родной аул" и др. Линогравюра "Музыканты" написана по опыту старшего мастера - художника Э. Асташева. Захватывающая силуэтная композиция полотна строится на известной всем горцам виртуозной лезгинке. Здесь сплетаются горская смекалка, музыкальная утонченность, ритмическая гармония. Но "Музыканты" - это вовсе не подражание или повторение опыта старшего товарища, а собственная интерпретация создаваемого образа.

Следует отметить, что в ранних гравюрных работах И. Халилова отражена жизнь Страны гор во всех её реалиях, природа, новостройки и, в первую очередь, люди. К таким полотнам можно отнести "Дагестанское социалистическое село". Эта серия художника состоит из шести листов и на них зритель видит обновленный родной край. А линогравюра "Свет в село" - это словно родной очаг каждого из нас. Мастерски передан автором напряжённый ритм трудовых будней наших людей. Они принимаются зрителями как исполины, дети самой природы-матери. А линия электропередачи, буйный пейзаж вокруг напоминает электрификацию наших горных аулов.

Из серии графических листов особо следует отметить "Обновлённую землю". В неё вошли линогравюры "Песня", "Невеста", "Рождение", "Подруги", свидетельствующие о совершенствовании таланта художника. Тут бросается в глаза и даль времён, выраженная в старых традициях горцев, и счастье обновлённой жизни горской женщины. Свадебные песни девушек, танцы, преподношения даров невесте, поздравления с рождением ребенка и многие другие семейно-обрядовые элементы обретают современное звучание.

Поистине внушительны достижения мастера И. Халилова в графическом стиле (кстати, редкий дагестанский автор не пользовался графическим оформлением своей книги этим художником). Он оставил и продолжает оставлять заметный след и в монументально-декоративном оформлении общественных зданий, офисов, выставок и т. д. в нашей республике и за её пределами. В последние годы он активно работает и в живописи, воссоздавая художественные образы наших славных земляков, описывая родной край во всём его величии. От всех его живописных полотен исходит сияние красоты, доброты, веселья.

Из художественных работ мастера И. Халилова, которые имеют международное признание, я бы назвал художественное оформление Дагестанского раздела на Международной ярмарке в Загребе в 1981 году, оформление Дагестанской выставки и офиса в Москве, когда там шёл Международный молодёжный фестиваль в 1985 году, художественное оформление Дагестанского раздела Международной ярмарки в Турции (г. Измир) в 1987 году. В дни последней ярмарки И. Халилов нашёл в Турции своих земляков, и в дальнейшем установились дружеские отношения с дагестанской диаспорой в этой стране. Он участник всесоюзных, всероссийских зональных выставок и выставок за рубежом. Его работы экспонировались в музеях Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Горького, а также в Латинской Америке, Турции.

Словно самую дорогую реликвию, я открываю книгу моего учителя, профессора А. Г. Агаева "Магомед Ярагский". С первой её страницы на нас смотрит мужественное, задумчивое лицо седого аксакала, мусульманского философа, поборника веры, свободы, нравственности Магомеда Ярагского. За сравнительно короткий срок для такой ответственной и важной работы Имамали Халилов создал портрет духовного вождя освободительного движения горцев Лезгистана, Дагестана и Ширвана в XIX веке, написал серию картин, посвященных Магомеду Ярагскому.

По характеру моей работы часто приходится брать в руки томик стихов классика лезгинской поэзии Етима Эмина. И с его первых страниц смотрит на читателя ласковое, родное лицо любимого всеми поэта - работа не только кисти, но и ума и сердца мастера Имамали. Недаром искусствовед 3. А. Гейбатова-Шолохова ещё в 1978 году отмечала: "Выработанная в процессе художественного творчества система пластического и пространственного мышления позволяет Имамали Халилову создавать выразительные произведения, осваивать различные техники росписи, мозаики, сграфитто, скульптурного рельефа, чеканки... что позволяет судить о том, какие сложные творческие задачи ставит перед собой художник".

Мне часто приходится навещать моего земляка - мастера Имамали, самого душевного собеседника и зачинателя благородных дел для своих друзей и знакомых. Большую часть своей жизни он проводит в мастерской, которая является его творческой лабораторией, где он часами, днями, месяцами, годами словно отшлифовывает свой нравственный ориентир, ищет и находит непреходящую прелесть новизны в искусстве. Нет, нет, это не одиночество, не уединение творца, а тайный разговор с самим собой, собственной вдохновенной душой. Здесь, в тиши завершённых, начатых, начинаемых полотен, аромате красок более чётко и трезво работает и "цензура" его разума, и внутренний голос повелевает ему снова и снова возвращаться к своим полотнам - любимым детищам, чтобы нанести последний, самый главный штрих. Я не помню ни одного случая за долгие годы нашего знакомства, чтобы он кичился своими успехами в искусстве или кого-то охаивал. Часто мой земляк любит повторять великого гения Востока Омара Хайяма:

Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров...
 
Говорят, цветок вдохновенья - самый хрупкий из всех цветов. Пусть никогда не увядает цветок твоего вдохновенья, Мастер!
, раздел: Личности

Автор: К. Азимов, член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры РД / Источник: журнал "Возрождение"
34
0

Поделиться

0

01 Янв 2010 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля