Ахты: город в горах

Ахты: город в горах

0

Поделиться

15 Дек 2000 г.

В 102 километрах от ближайшей железнодорожной станции Белиджи, в глубине горного лабиринта Южного Дагестана, там, где сливаются бурные реки Самур и Ахты-чай, под сенью величественного, покрытого вечными снегами Шалбуздага раскинулось древнейшее дагестанское селение Ахты, похожее на орла, широко расправившего свои могучие крылья.

Много восторженных слов посвящено Ахты. О нем писали путешественники и ученые — Аберкомби, Зиссерман, Беккер, ему посвятили свои живописные полотна художники Гагарин, Тимм, Бабаев, Васильковский, скульптор Аскар-Сарыджа, писатели и поэты — Лев Пасынков, Николай Тихонов, Гаджи Ахтынский, Тагир Хрюгский и мн. др. На мой взгляд, самым волнующим является стихотворение Гаджи Ахтынского, написанное еще до революции на лезгинском языке и до сих пор не переведенное на русский язык. Кто знает лезгинский язык, может по достоинству оценить и насладиться его чарующими строфами:

За лугьун Ахцегьрин тегьер.
Шегьеррин султан я и хуьр.
Гьар затIуни гуда бегьер,
Дердинин дарман я и хуьр.
Жегьилриз хупI ава камал,
Акун къене гуьрчег жамал,
Буй яргъи яз юкь я шумал –
Вири юн-жаван я и хуьр.

 

Эти удивительные, идущие от сердца слова перекликаются со строками из стихотворения Тагира Хрюгского:

Может быть, и не слышал ты
Про дагестанский аул Ахты.
Но кто хоть раз посетил наш край,
Говорит, что Ахты — настоящий рай.

 

Разумеется, ничего такого, что можно было бы противопоставить другим дагестанским аулам, в Ахты нет. Аул, как аул, окруженный, как и многие горные селения, серыми каменистыми безлесными горами. Вместе с тем, будучи самым крупным и одним из древнейших поселений Дагестана (его возраст — более 2,5 тысяч лет), он имеет свои неповторимые приметы и особенности, присущую только ему ауру.

Природные условия Ахтынской долины, простирающейся в длину на 13 км и омываемой двумя водными артериями — Самуром и Ахты-чаем, исключительно благоприятны для жизни человека. Сотни и тысячи лет руками тружеников удобряли, культивировали здешнюю нелегкую землю, подводили к ней каналы, прорытые через скальные породы. Со всех концов света сюда привозились саженцы и черенки плодовых культур, здесь была налажена большая опытническая работа пытливыми людьми — Гаджи-Мурадом Клинжевым, Шахабасом Шахвеледовым, Азизом Шефиевым, Букаром Кулиевым и другими, которые сумели отобрать и приспособить к местным условиям многие сорта абрикосов, черешен, слив, груш, ягодных культур. А чего стоят экологически чистые, ароматные, сочные знаменитые ахтынские яблоки, известные далеко за пределами Дагестана.

Природа создала в Ахтынской долине прекрасный аэрарий. Как утверждают ученые, средняя годовая температура здесь равна + 8,5 градуса по Цельсию, в то время как в Леваши, Кумухе, Верхнем Гунибе, Хунзахе +6-+7 градусов. Число снежных дней незначительное. Воздух сухой, кристально чистый, как в Кисловодске. В год выпадает 335 мм осадков, что крайне мало по сравнению с другими районами республики. Аул принадлежит к тем немногим населенным пунктам Дагестана, в которых редко бывают ветры. В течение года безветреная погода составляет 60% (сравните: в Махачкале — 10%). Число часов солнечного сияния в ауле очень велико — 2553 часа в год (сравните: в Кисловодске — 2093, в Ялте -2300 часов). В то же время здесь не бывает изматывающего среднеазиатского зноя, а вечерами и ночью в аул спускается «шахвар» — прохлада от снежных вершин Шалбуздага.

Земля ахтынская испокон веков славилась минеральными источниками (11 горячих и 3 холодных) по своему составу и целебным свойствам не уступающим водам курортов Эмс, Ессентуки, Арзни.

Ахтынцы, как и жители 39 селений Самурской долины, в обыденной жизни говорят на своем ахтынском диалекте, отличающемся мелодичностью, мягкостью, нежностью, хотя временами он не укладывается в прокрустово ложе литературного языка, в основу которого положен кюринский диалект. По подсчетам проф. Р. Гайдарова, число говорящих на ахтынском диалекте определяется в 40 тыс. человек. Ахтынский диалект не только обнаруживает свои прекрасные лингвистические возможности, но и отличается неповторимым блеском и ароматом, глубокой образностью, фразеологическим изяществом, благодаря чему создано немало народных поэтических жемчужин.

История селения уходит далеко в глубь веков, в период Кавказской Албании, но, возможно, его возраст и старше, однако за неимением археологических данных установить время основания первого поселения не представляется возможным. Местные жители испокон веков называют свое селение «Ах-цагь» («Ахцагьар»), в то время как в литературе приводятся и другие его названия, очевидно, употреблявшиеся пришельцами и завоевателями: Тури, Шах-Бани, Кандушкен, Ахты и т. д. В X веке на арабском языке была создана книга «Ахты-наме» («Сказание об Ахтах»), однако она бесследно исчезла, и многотрудные поиски ученых пока не дали положительных результатов. Надо отдать должное ученому-историку А.-К. Бакиханову и русскому офицеру А. Десимону, которым довелось ознакомиться с этим фолиантом и привести несколько отрывков из него в своих публикациях.

В «Ахты-наме» утверждается, что селение получило свое название «Ахты» благодаря арабскому завоевателю Абу-Муслиму который именовал его «Ухти» (т. е принадлежащее его сестре Кюмюль-Мемунат), впоследствии превратившееся в Ахты, Однако эта версия не получила поддержки у Бакиханова и позднейших ученых и прежде всего потому, что Абу-Муслим никогда не был в Дагестане, а если бы и был, вряд ли брал в свои походы сестру и выдал ее замуж в Дагестане. Возможно, название «Ахцагь», как утверждают некоторые источники, идет от армянского слова, в переводе означающего «приятное место» или, как считает профессор Г. X. Ибрагимов, слово «цагъ» («цах») означает «огонь», «очаг», «дом», а в сочетании с «Ах», возможно, переводится на современный язык как «наш», «родной», даже «приятный» аул.

За свою длительную историю в Ахты побывало немало незваных гостей: персы, хазары, арабы, татаро-монголы, Надир-шах… Сколько раз на аул нападали соседи, сколько раз в нем пылали пожары!

В течение Х-ХV веков шел активный процесс проникновения в народные глубины исламских ценностей, широкого освоения научных и культурных достижений арабо-мусульманского мира. В VIII веке в Ахты была построена по поручению Масламы (Абу-Муслима) небольшая мечеть, а в X веке на ее месте была возведена Джума-мечеть, которая также называлась мечетью Абу-Муслима и просуществовала вплоть до XIX века. До прихода арабов местное население не знало какой-либо письменности. Арабы распространили свою письменность, привезли первые книги (в основном священные Кораны), содействовали организации мектебов и медресе, способствовали развитию науки и богословия. В XVIII веке в Ахты творил ученый и поэт Рахман Кули-эфенди, поэт и ашуг Ахцегь Назим, педагог и ученый Магарам-эфенди и др. Выдающимся ученым, поэтом, общественным деятелем XIX века был главный казий Ахтыпаринcкого вольного общества Мирза Али аль-Ахты.

В ХVIIVIII веках в Самурской долине образовалось пять вольных обществ, из которых два были созданы на территории Ахты и окружающих его селений. В Ахты-пара первую входили 12 селений (Ахты, Хкем, Хуля, Гра, Гогаз, Усур, Кака, Гдунг, Кочах, Миджах, Смугул, Хал), в Ахты-пара вторую — Хнов, Борч, Гдым, Маза, Фий. Весь первый участок управлялся 40 ахтынскими аксакалами, входившими в общественное управление Ахтынского вольного общества, формирование политического и экономического союза селений, получившего название Ахтыпаринского вольного общества, было продиктовано необходимостью защиты аулов от внешних нападений, обеспечения мирных условий для жизни местного населения.

В начале XIX века начинается период сближения и вхождения Южного Дагестана в Россию. В феврале 1811 года было документально оформлено вступление в подданство России Ахтыпаринского, Докузпаринского, Алтыпаринского обществ. «Отрицая отныне навсегда самовластие», они обязались «признавать над собою только власть России и не иметь никаких отношений с врагами России». Но, несмотря на это, процесс умиротворения здесь проходил сложно и противоречиво. В 1837-1839 годах ахтынцы принимали активное участие в Кубинском восстании (усмирил генерал Головин), в 1848 году участвовали в осаде Ахтынской крепости во время Самурского похода имама Шамиля (покорены генералом Аргутинским-Долгоруковым), в 1877 году — в общедагестанском восстании (подавлено генералами Комаровым и Чавчавадзе).

Однако Россия демонстрировала силу не только оружия, но и разума и мудрости. Познакомившись ближе с русскими людьми, ахтынцы прониклись уважением и любовью к ний, учились у них многим новшествам, которых не было в Дагестане. Благодаря им местное население научилось выращивать картофель и овощи, вести рамочное пчеловодство, лучше обрабатывать землю, применять агротехнические и зоотехнические приемы, научные достижения. Русский доктор Антон Ефимов, овладевший лезгинским языком, проживший в с. Ахты около 30 лет и исцеливший тысячи сельчан, стал родным братом каждого ахтынца. Благодаря инициативе Самурской окружной администрации в 1861 году в с. Акты была открыта первая в Дагестане сельская светская школа, где обучение велось на русском, совершенно незнакомом для подавляющего большинства населения языке. Новая власть, очевидно, хотела иметь не только военные победы, но и спокойную мирную жизнь, преданность новых поколений горцев России. Она заглядывала далеко вперед. В отчете о состоянии Дагестанской области 1864-1865 годов отмечалось, что «согласно желанию жителей 26 сентября 1861 года в Ахтах учреждена народная школа на 44 приходящих ученика для обучения детей туземцев русскому и татарскому (азербайджанскому. — Д.А.) языкам». Расходы на содержание школы производились из штрафных денег, собираемых по существующему обычаю в виде пени за «преступления и проступки местных жителей». Военный начальник Южного Дагестана генерал-майор Л. Меликов докладывал военному губернатору Дагестанской области: «Поступившие ученики почти все отличаются прекрасными способностями, и от учреждения этого нельзя не ожидать пользы в будущем».

Слова эти оказались вещими. За годы своего существования Ахтынская школа сначала в виде одноклассного начального училища, затем двуклассного, а позже, пройдя все этапы строительства и развития советской школы, выросла до такой степени, что в настоящее время состоит из трех школ и одного профтехучилища. Среди педагогов школы большим авторитетом пользовались: до революции — Эрнст Берниек-Упит, Василий и Мария Данченко, Ксения Брусилова, Абдулкадыр Алкадарский, Бадрудин Таирбеков; после революции – Асланбек и Ибрагим-Паша Султановы, Гюльпери Джафарова, Абдул-Муталиб Гаджиев, Нурудин Дагларов, Назир Ахмедов, Насир Эюбов, Исмаил Вагабов, Джабраил Гусейнов, Муртузали Шахмарданов, кавалеры орденов Ленина Абдулла Акимов, Бейдуллах Алиев, Магият Макатова (депутат Верховного Совета СССР), ветераны педагогического труда Гамдулла Пирсаидов, Часият Гаджиева, Аливерди Аливердиев и мн. др. Первую золотую медаль в истории школы получил Суфьян Мусаев, ныне доцент Дагмедакадемии.

Многие ахтынцы, окончившие сельскую школу, стали видными общественными деятелями. Еще до революции сыновья Гаджи-Гасана Эмирова, завершив учебу, поступили в российские учебные заведения. Пир-Али, окончив Петровскую земледельческую академию, работал помощником правителя канцелярии военного губернатора Дагестана, начальником Темир-Хан-Шуринского округа. Видади после учебы в Ставропольской гимназии окончил Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта, а затем строил в стране ряд крупных народно-хозяйственных объектов, в том числе канал имени Октябрьской революции в Дагестане, давший сулакскую воду столице республики, за что был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Эмировским было названо тогда озеро, которое почему-то ныне называется Вузовское.

Немало ахтынцев принимало активное участие в революционной борьбе и установлении Советской власти в Азербайджане и в Дагестане. Четверо из них – К.-М. Агасиев, М. А. Айдинбеков, А. С. Османов и С. Сулейманов — были членами большевистской фракции Исполнительного комитета Бакинской парторганизации, обратившегося в 1917 году к населению с боевыми призывами: «Да здравствует новое революционное правительство главе с Лениным! Да здравствует Советская власть!» В Ахтынской школе учились Абдурахман Исмаилов — член Дагестанского подпольного комитета партии, расстрелянный деникинцами в 1919 году вместе с Уллубием Буйнакским; Нажмутдин Самурский — председатель Дагревкома, позже первый секретарь Дагобкома ВКП(б), расстрелянный в 1937 году; Абдусалам Айдинбеков — председатель Совета Министров Дагестана; Раджаб Амирханов — ближайший соратник Саида Габиева в издании газеты «Заря Дагестана» и «Мусульманской газеты». Сотни ахтынцев участвовали в краснопартизанских отрядах, и в особенности в отряде Абасаги Эфендиева.

XX век принес много новшеств, изменивших экономическую жизнь аула. Автомашина впервые появилась здесь в 1912 году. Газета Саида Габиева «Заря Дагестана» сообщала, что в Ахты побывал синематограф Г.Григо. Привезли его на старой машине марки «Форд». Киноаппарат и машина вызвали у местных жителей огромный интерес. Из многих соседних селений приезжали любопытствующие, чтобы посмотреть на «машину дьявола», показывающую на экране движущихся людей. В 1931 году начались регулярные рейсы почтовой грузовой автомашины между Ахты и Белиджи. В 1915 году бельгийскими инженерами Джиорсом и Дебернарди был построен железобетонный мост на Ахтычае.

Широкие работы по благоустройству аула развернулись в конце 20-начале 30-х годов. В 1927 году под руководством председателя окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева было завершено строительство зданий Дома культуры, больницы, ковровой артели; главные улицы селения вымощены камнем. В том же году под руководством Агаверди Рашидова создана первая сельхозартель — ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), располагавшая 4 сохами, 2 плугами, 3 быками, 2 санями, 8 досками для обмолота хлеба и 12 гектарами земли. Из нее затем выросли два мощных колхоза имени Агасиева и Мухтадира Айдинбекова, преобразованные в 70-х годах в совхозы «Ахтынский» и «Заря». Ахтынская электростанция, сданная в эксплуатацию 21 декабря 1931 года, была первой сельской электростанцией в Дагестане. И хотя мощность ее была всего 40 киловатт, воодушевляющая ее роль в жизни местного населения была огромной. В перестроечные времена сдана в эксплуатацию новая Ахтынская ГЭС мощностью 1800 киловатт. Ахты подключено к единой энергетической системе страны.

Началось строительство дорог, мостов. Именно в тот период местным самородком Идрисом Юнусовым был построен верхний изящный арочный мост на реке Ахты-чай. В конце 50-х годов благодаря усилиям Перина Перинова был открыт Ахтынский аэропорт, откуда самолеты «По-2» совершали регулярные рейсы в Махачкалу и Баку. В 1966 году здесь проводились испытания всемирно известных вертолетов «МИ-10». На улицах и площадях аула запестрели неоновые огни: универмаг «Шалбуздаг», гостиница «Самур», ресторан «Ахты-чай». На горе Шарвили поднялась ввысь телевизионная вышка, в построенном Дворце спорта проводились республиканские соревнования по вольной борьбе. На берегах Ахты-чая ныне красуются здания Ахтынской администрации, торгового центра, трехэтажного корпуса районной больницы, школы № 1, появилось немало современных домов, принадлежащих сельчанам, улицы аула покрыты асфальтом. Ахты, некогда славившийся как «шегьер», теперь воистину приобрел облик города.

Ахтынцы гордятся тем, что из их среды вышли выдающиеся люди: крупный советский геолог-золотоискатель, начальник Магаданского областного геолого-разведочного управления Азиз Алискеров, именем которого назван поселок в Магаданской области; видный советский скульптор, зачинатель и классик скульптурного искусства в Дагестане Хас-Булат Аскар Сарыджа; звезда немого кино, первая горянка-киноактриса Сафият Аскарова; балерина Государственного Академического Большого театра Алла Джалилова; лезгинский «соловей» — народная артистка России, певица Рагимат Гаджиева; популярный поэт Гаджи Ахтынский; народный писатель Дагестана Кияс Меджидов; создатель лезгинской письменности, писатель, литературовед, ученый, директор Дагестанского института национальных культур Гаджибек Гаджибеков; известный в стране писатель, литературовед и философ Ахед Агаев; ученые, доктора наук: историк Нурмагомед Эмиров, офтальмолог Камер Адигезалова-Палчаева, доктор ветеринарных наук Абдулхак Аливердиев, действительный член Российской академии естественных наук Талиб Султанов, главный инженер завода «Дагдизель», лауреат государственной премии СССР Агаверди Аливердиев и мн. др.

В прежние времена далеко за пределами Дагестана шла слава об ахтынских коврах.

В 1966 году в ауле впервые в Дагестане был создан театральный кружок, позже ставший Государственным лезгинским театром. Уже многие годы здесь работают музыкальная и художественная школы.

Из Ахты вышла плеяда спортсменов высшего класса, борцов вольного стиля: Руслан Ашуралиев, Кадыр Пирсаидов, Сулейман, Султан и Осман Эфендиевы, Феликс и Абумуслим Вагабовы и мн. др.

Оглядываясь на пройденный путь, богатейшую историю Ахты, анализируя современные тревожные проблемы, мои земляки не теряют надежды и оптимизма и обращают свои взоры в будущее. Они верят, что не за горами время, когда будут созданы нормальные условия для продуктивного труда и повышения благосостояния людей, когда, наконец, воцарится порядок и будут соблюдаться законы. Свое будущее они связывают не только с собственным производительным трудом, но и с освоением богатейших медных залежей «Кизилдере», развертыванием предприятий Ахтынской курортной зоны всероссийского значения, широким развитием плодоводства и овощеводства, развертыванием предприятий перерабатывающей промышленности, что, несомненно, отразится на общем социальном климате населения.

, раздел: Статьи

Автор: Джонрид Ахмедов / Источник: журнал "Возрождение"
0

Поделиться

0

15 Дек 2000 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля