Судьба заброшенных сел Лезгинии в руках самих лезгин

144
0

Поделиться

03 Авг 2018 г.

Заброшенные села Лезгистана – это печальная страница истории народа. Были оставлены села в 1963- 67-х гг. по указу властей по программе отселения «неперспективных сел». Покидали не по желанию и хотению. Всего за советский период осталось около сотни харапа – заброшенных сел.

Те переселенцы, с которыми я разговаривал все в один голос сожалели о покинутых селах. Оба родовых села моих родителей – Къансав-хуьр в Магарамкентском районе и Кьехуьлар в Ахтынском районе были оставлены в 1967-68 гг. Из горной и предгорной части переселялись на равнину – в основном в Магарамкетский район. И къансавцы и кьехуьльцы также в основном переселились в Магарамкентский район. Хотя есть некоторые вкрапления переселенцев в сел.Зрых Ахтынского района. А къансавцы переселялись кроме Магарамкента в Тагиркент-казмаляр, что в Приморской зоне Магарамкентского района.

Проблема возрождения сел — это проблема как культурно-исторического, так и в большей части социально-экономического плана. В условиях дагестанского малоземелья и специфики сельскохозяйственного уклада — заброшенные села — это, прежде всего условия. Условия для развития животноводства, овцеводства, земледелия и садоводства.

Равнину исстари рассматривали как источник новых средств к существованию, предгорье и горы – для спокойной жизни и безопасности. Но сейчас все изменилось. Горы и предгорья, некогда брошенные людьми, зовут назад. И основная причина здесь – в желании использовать невспаханные земли и пастбища, завести хозяйство на тех землях, которые покрыты дикими зарослями.

Часть заброшенных сел Южного Дагестана находится в горной, а часть в предгорной зоне. Одним из сел, заброшенных в горной зоне, является село Кехуьл, Ялцуг и ряд других сел Ахтынского района. В предгорной, холмистой части Кавказского хребта – с.Яраг, Къансав и др.

История и культура Кахул (Кьехуьлар)

В Северо-Западную часть Ахтынского района на высоту 1800 метров из Курахского нагорья жители Кьехуьл, как гласит предание, переселились после оползня. Село находится на утесе, который возвышается над рекой Кахулкам на более чем 50 метров. Скорее всего, село располагалось на неприступной участке с военно-политическими целями: чтобы обезопасить себя от неприятеля. Кроме земледелия, животноводства и пчеловодства, горцы этого села занимались гончарным, кожевенным делом, работы мастеров была известна далеко за пределами Самурского округа.

В советские времена в аул приезжал известный поэт, в те годы кандидат в депутаты Верховного совета от Дагестана — Тагир Хрюгский, 120-летие со дня рождения которого, Дагестан отмечает в этом году. Поэт за свой счет по наказу избирателей провел в Кахул электричество. Здесь в советские годы появилась школа, магазин и изба-читальня (сельчане ее называли на свой лад — избаш), где собирались горцы, чтобы долгими зимними вечерами поиграть в домино, шахматы и узнать новости округи.

У инициативной группы кахульцев есть вполне реальное намерение заложить в Кахуле село. Вернуть жизнь в заброшенный аул. Отстроить здесь дома –кстати, пару домов в июне уже построены, заложить фундамент Детского оздоровительного центра и даже санатория, так как здесь прекрасная экологическая обстановка, в ущелье протекает чистейшая речка, ниспадающая с верховьев Большого Кавказа. Здесь все возможности организовать здоровый отдых для самих местных лезгин и всех желающих. Дай Бог эти намерения будут реализованы. Чна умуд кутазва ин фикирар кьилиз акъатда! ЧIехи Гъуцари тIалабзава чаз рекъ ачухун чи еке ва экуь метлеблу умудриз!

Среди заброшенных поселений характеризуются следующие: есть села-руины, есть села, от которых мало что осталось (Яраг, Кансав и др. Магарамкентском районе), а есть села, в которых осталось несколько домов (Чах-чах).

В постановлении Совет Министров – Правительства Республики Дагестан от 16 февраля 1994 г. № 28 «О Программе социально-экономического развития Южного Дагестана на 1994 – 1996 годы» указаны следующие заброшенные села по районам Лезгистана:

Агульский: сел. Анклух, Шари, Дуруштул;

Ахтынский: сел. Маза[Мацар], Филискар[Филискъар], Джигжиг[Жигъжигъ], Ихир [Игъир] , Ухул, Храх, Лгапиркент[Лгар], Курукун [Kьурукьун], Ялджух[Ялцугъ], Хал[Kълар], Миджах[Мичагъ], Куляр[Kълар], Хкем, Гра, Усур, Гогаз[Гъюгъез], Кахул[Kьюхюл], Куджах, ЦIийи –хюр, Левер-хюр, ЧIвегьер-хюр, Зангъал-хюр, Филиф-гюне

Дербентский: сел. Гимейди, Зидиян, Камах;

Курахский: сел. Цилинг, Кимихюр, Кумух, Бирши-мака, Ага-мака, Тител, Юхари-мака, Укуз;

Магарамкентский: сел. Бурши-мака, Кухул, Чахчах, Куйсун-мака, Махмудкент, Маца, Ходжа, Кучун, Филя, Гапцах, Гоган, Вруш, Бильбиль, Кансавкент, Иче, Яраг;

Рутульский: сел. Вуруш, Пилек, Уна, Крах, Лакун, Ича, Наума, Борч;

С. Стальский: сел. Ашага-мака, Куркуркент, Рухун, Цициг, Чилик, Макар, Хпитар, Хутарг, Чухеркент, Мехкерг, Эвигар, Юхари-араг, Кеан, Бигер, Келе, Ялцугар, Цицеер, Даркуш, Чантаркент, Царахкент, Аликент, Векеляр, Ашага-араг;

Хивский: сел. Зирдаг, Чулак, Яргиль, Захит, Кура, Комаркент, Заза, Варта, Хурсатиль, Тркал, Гарик.

Острота проблемы заключается в большей части в вопросе малоземелья и использования пастбищных земель для летнего отгонного животноводства. К примеру, жители с.Кахул, переселились в с.Гильяр Магарамкентского района в 1963 году, но теперь спустя 50 лет чувствуют дефицит земель для выпаса скота. Также они планируют организовать детский оздоровительный отдых своим детям, проживающим на равнине и городах.

Другой аспект проблемы – это восстановление культурных объектов, имеющих историческое значение для дагестанцев. К примеру, в селении Верхний Яраг – родине выдающегося ученого, духовного наставника Мухаммеда Ярагского в руинах, практически разрушенная стоит мечеть, которая относится к началу 19 века. В советские времена в здании храма располагался магазин смешанных товаров. Некогда я обращался к бизнесменам и политикам по поводу реставрации мечети и открытия дома-музея в старом Яраге. Однако пока никто не отозвался на мою просьбу сохранить память о великом лезгине, дагестанце, кавказце.

Поэтому, проблема заброшенных сел — это проблема еще и возрождения и восстановления исторической памяти. Молодежь, особенно живущая в городах, имеют слабое представление о селах, в которых некогда кипела жизнь. Проблема восстановления и возрождения сел, это, прежде всего, возрождение ремесел, уклада и хозяйства, использования земель и пастбищ в микро-экономических целях, в конце концов, создание рабочих мест.

В 2013 мной в сотрудничестве с Магарамкентской телестудией был снят короткометражный фильм «Дух возрождения» – его можно посмотреть его в You Tube. – о проблеме заброшенных сел. В планах продолжить исследовательскую работу по выявлению и описанию заброшенных сел.

Очень надеюсь, что на эту проблему обратят внимание государственные органы Дагестана и состоятельные лезги стхаяр. Ради сохранения культуры, памяти и восполнения дефицита земельных угодий. Но более всего свою память обострить обязаны простые лезгины и не ждать от власти «манны небесной», а засучив рукава самим трудиться, восполнять дефицит исторической и культурной памяти, передавая молодым поколениям информацию о нашем прошлом и о местах, где раньше фонтанировала жизнь и процветала надежда. То малое что мы можем сделать – это навещать эти места и знакомить с ними наших детей.

Ханжан КУРБАНОВ,
Кехуьл-Магарамхуьр-Махачкала

144
0

Поделиться

0

03 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Буркихан

    О Буркихане и буркиханцах упоминается еще в «Сборнике сведений о кавказских горцах», изданном 130 лет назад в Тифлисе, В «Воспоминаниях...

    12

    Май 2019 г.

  • Агул – наш дом! (стихотворение)

    В лучах спектрального рассвета Агул раскинулся, как рай. У пира шейха Мухаммеда Молитвы шепчет Чираг-чай. Вещают надписи на плитах. И слышим...

    63

    Янв 2019 г.

  • Долгая дорога домой

    Он многое вмешал в себе, этот человек, добрый сердцем и твердый в принципах. Его врожденное понятие о чести, человеческом достоинстве не раз...

    33

    Ноя 2018 г.

  • Багаутдин Сулейманов – алим из Буршага

    Багаутдин Сулейманович Сулейманов родился в 1911 году в селении Буршаг Агульского района в семье богослова. Когда ему исполнилось 7 лет, отец...

    46

    Ноя 2018 г.

  • Ода хлебу

    Однажды на вопрос журналиста: «Что вы считаете самым великим открытием человечества?» — великий Эйнштейн ответил: «Хлеб». Культура и...

    8

    Ноя 2018 г.

  • Великие эмиры Агула

    Как агульские правители дали отпор монголам Одна из кровавых страниц мировой истории связана с выходом на международную политическую арену...

    11

    Ноя 2018 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля