Даудаццай

25
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Даудаццай – так любовно называли и стар и млад сельчанина Дауда Курбанова, неутомимого труженика, кузнеца, каменщика, инженера. Его уважали не только чирагцы, но и в соседних селах. В его кузницу на ремонт и изготовление сельхозинвентаря (плугов, кос, серпов) приезжали со всех соседних аулов. Прославился Даудаццай и как высококлассный печник.

Его дело продолжил сын Курбан Курбанов, который стал кузнецом-мастером и не дал исчезнуть ремеслу и самой кузнице отца. Железные печки, изготовленные в их кузнице отличались высоким качеством и удобством в пользовании. Железные, отапливаемые кизяком или дровами печи многофункциональны, одновременно хозяйки могут печь в них хлеб, готовить горячую пищу, чуду, и притом они хорошо обогревают комнату. Поэтому такие печи пользуются особым спросом не только в селах, но и в других районах республики.

Даудаццай принимал самое активное участие в общественных делах села. Он проектировал и строил мосты через реку Чираг-чай, восстанавливал старые водяные мельницы, дороги и тропы, ведущие на разные участки полей и пастбищ. В 1934-1935 годах строил автомобильную дорогу до райцентра в Магудере (Чирагская стена).

Даудаццай был очень отзывчивым человеком, помогал всем сельчанам, приходил первым на помощь в чрезвычайных ситуациях. В тяжелые послевоенные годы он работал сутками в кузнице. Многим сельчанам он ремонтировал инструменты (косы, серпы и др.) бесплатно. Работал он колхозным кузнецом на трудодни. После выхода на пенсию он самостоятельно без никакого намека руководителей села сам ремонтировал дороги, мосты. Так, например, он один восстановил мост через реку Чирах-чай (Мусила ччиме, в переводе – золотой мост).

Для его строительства он открыл специальный каменный карьер. Добываемый большой скальный камень с горы катил прямо в речку. Даудаццай знал, что речной камень (галька) не держал стену, напора воды. Заготовив таким образом скальной породы камень, он построил стену одного конца моста, обвязав его тросом. Другой конец моста поставил на скалу. Этот мост, построенный им технически грамотно, не разрушался и при стихийных бедствиях. В 1963 году все мосты после ливневых дождей были снесены, но «золотой» мост Даудаццая остался неразрушенным и целым.

Даудаццай был очень жизнелюбивым человеком, патриотом, любил село и его жителей, защищал бедных, боролся за свободу и справедливость. Он был поэтом, слагал стихи на родном языке и пел. Только стихи его не сохранились, так как он их не записывал, слагал и пел. Чирагцы до сих пор из уст в уста передают строки его стихов, которые запомнились им:

Яша шура хIукумат
Мискинала жан дукуй,
Кулакала масс дукуй
Да здравствует свободное государство,
Которое у бедных отбирает здоровье (силу)
А у кулаков их богатство
 

Так он и пел перед джамаатом хьаре арчIу (годекан, где собирался народ на торжественные собрания). Председатель сельсовета Курбан Базаев, когда певец дошел до этих строк, остановил его и сказал: «Хватит Даудаццай. Остановись на этом. Выступление Ваше не оплачивается». Так и не дали ему допеть песню за то, что он подверг критике власть.

Однажды Даудаццай зашел в школу и пригласил двух учителей. Он не сказал предварительно, зачем он пришел, куда их зовет. Учителя молча последовали за ним мимо кладбища и остановились, когда дошли до старой мельницы, второй по счету от села на реке Кумаарк, Даудаццай зашел в полуразвалившуюся водяную мельницу и показал на большой плоский камень, который отделял жернова со стороны желоба. Затем они по его просьбе подняли этот камень, установили как было и, получив благодарность от него, ушли. Через некоторое время мельница заработала, и сельчане уже возили мешки зерна на помол.

Не забыли чирагцы и стихи Даудаццая:

Колхозла цIуба маза
XIячи диркьани дашар
XIячила шурре дуччар
Шулла азар шикьбулхъар.
Гьанжи къалала духтур
ВакIибле хIяркавикIар
Чебажи цIакь изала леб,
Акт баркьарай хьхьуне леб
Ца маза су нес биккар.
Вай шуцIале акт лукIу
Вам бучуле на букуле
Колхозла биргадире,
Вай язукъ кама хьхьупре.
Колхозные белые бараны
Ачи-кутан на равнину идут
Ачинскими травами питаются
Из трав болезнь возникает
Анжи-калинский врач
Придет и посмотрит
Увидит опасную болезнь –
Актировать основание есть,
Если одну овцу ему отдать,
На пятьдесят акт составит
Ой, кушают и пьют
Колхозные бригадиры
Ой, как трудно женщинам-вдовам.
, раздел: Личности

Автор: Ш. Мугаев, М. Магомедов / Источник: "Чираг"
25
0

Поделиться

0

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Кизилбаши в Чирахе

    В 1741 году огромная армия Надиршаха, захватив Азербайджан, Южный Дагестан, прибыла в Чираг для дальнейшего покорения Страны гор. Преследуя...

    51

    Янв 1970 г.

  • Древние и средневековые поселения Гургли (Хургни)

    Гургни (Гугул) – так называлось, как было сказано, село Чираг до начала XIX века. На его территории расположены крупнейшие древние и...

    491

    Янв 1970 г.

  • Чирагское сражение (1819 г.)

    Русское военное управление, чтобы закрепиться в Дагестане долго и основательно в наиболее стратегически важных точках возводило...

    60

    Янв 1970 г.

  • Роль Чирага в Кавказской войне

    Кавказская война охватила все территории и перекинулась в Южный Дагестан. При правлении первых имамов Дагестана Гази-Магомеда и Гамзат-бека...

    132

    Янв 1970 г.

  • Поход Хаджи-Мурата в Табасаран

    После поражения Омара Гоцатлинского и провала его попыток прорваться в вольный Кайтаг и Табасаран Шамиль предложил Хаджи-Мурату взяться за...

    222

    Янв 1970 г.

  • Бой Шамиля в Чираге

    Многие сельчане из-за сильного гнета казикумухских ханов ушли из аула и влились в отряды Шамиля. Оставшиеся жители Чирага неоднократно...

    48

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля